Учитель кубановедения школы № 12 рассказала о любви к малой родине
Корреспонденты «СН» побеседовали с Нелли Степановой – опытным педагогом из станицы Некрасовской. Стаж ее работы в родной школе – 54 года. Сложно найти столь разностороннего и увлеченного своим делом преподавателя. Учитель объяснила, почему для нее важно заниматься краеведением.
– Нелли Дмитриевна, где прошло Ваше детство?
– В хуторе Пустоселове Красногвардейского района Адыгеи. Девичью фамилию Пустоселова носила и моя бабушка – Варвара Алексеевна. Ее семья когда-то переехала из Курской губернии.
На берегу Лабы была начальная школа, которую я окончила. А в средние классы пошла в некрасовскую школу № 12, на занятия переправлялись на лодке через речку. Там же работала и моя мама, Надежда Николаевна Зайцева (Рева) – учитель английского языка.
– Какой предмет любили больше всего?
– Литературу. Это мамина заслуга. До сих пор вспоминаю, как в детстве она впервые прочла мне «Песню о Соколе» Максима Горького. Тогда еще не поняла ее глубокого смысла, но меня поразила пронзительность поэмы и реалистичное описание гибели птицы. Несмотря на то, что я учила немецкий язык, мама в переводе читала мне произведения на английском. Например, «Джейн Эйер». Когда приезжала из Краснодара, то обязательно привозила с собой новые книги. Соседки ждали ее с нетерпением. Зимние вечера в нашем доме проходили за литературными чтениями. Горит лампа, кто-то вяжет, шьет, а мама сидит в центре комнаты и читает вслух.
– Приходилось ли Вам получать двойки?
– Никогда, училась прилежно. То, что не понимала, зубрила. Например, математику. Теорему могла выучить и рассказать, как стихотворение, но при этом не знала, как ее применить.
– Почему решили стать педагогом?
– По примеру мамы. Она брала меня на все праздники, конкурсы художественной самодеятельности. Поэтому всегда знала точно, что хочу быть учителем, в старших классах у меня была уже конкретная цель – преподавать русский язык и литературу. Любовь к этому предмету заложила Лидия Владимировна Карамышева.
После окончания филологического факультета Армавирского пединститута вернулась в родную школу. Работала пионервожатой, воспитателем группы продленного дня, организатором внеклассной работы, завучем. Много лет вела русский язык и литературу.
– Сейчас преподаете кубановедение. Почему для Вас это один из самых важных предметов?
– Местная история притягивает, словно магнит. Мне всегда было интересно рассматривать старые фотографии, восстанавливать хронологию, узнавать что и как было. Возможно, это потому, что долгое время жила с бабушкой. А она была мудрой женщиной, часто рассказывала о своих родителях, как жили предки.
Люблю свою родину, природу, людей, которые меня окружают. Горжусь тем, что живу всю жизнь в Некрасовской, хочу узнать о ней как можно больше. Говоря о станице, сразу приходят такие строки:
Малая родина – уголок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья...
Ласковая малая родина моя...
– Что необычного и уникального из истории станицы удалось узнать?
– Бывает, прочтешь какую-то строчку, а потом начинаешь размышлять, возникает желание что-то узнать более подробно. Недавно в руки попала книга об истории Кубани, которую написал Валерий Ратушняк. В ней встретилось имя Якова Трофимовича Смолева. Говорилось, что он уроженец Некрасовской, кавалер четырех Георгиевских крестов – большая гордость для станицы. Решила исследовать эту тему с детьми, и все получилось. Даже родственников героя-казака удалось отыскать в Санкт-Петербурге.
Еще в газете «СН» когда-то вышла статья под названием «Добрая память жива». Студенты Хасавюртовского педагогического колледжа обратились в редакцию с просьбой узнать о судьбе Василия Матвеевича Агиенко, кавалера трех орденов Славы. Когда прочла заметку, то вспомнила: это же дедушка Вася, который жил с нами по соседству в Пустоселове. О том, что он полный кавалер ордена Славы, хуторяне узнали лишь после его смерти в 1961 году. Мне тогда было 12 лет. С моими учениками написали работу о его боевом и трудовом пути.
Потом посчастливилось встретиться с родственниками директора некрасовской школы – Игнатия Алексеевича Матвеева. В 1941 году он ушел на фронт с тремя выпускниками – Сашей Кандобаровым, Ваней Седовичем и Васей Александровым. Все они погибли. На встречу в 12-ю школу приезжала внучатая племянница Игнатия Алексеевича.
– Что для Вас главное в работе?
– Хочется воспитать настоящих патриотов, чтобы ребята гордились своей малой родиной. Стараюсь каждому ученику показать, что он уникален, что любой человек - это маленькая частичка истории.
– Продолжите фразу «Быть учителем – значит…»
– Протягивать ладони детям и говорить: «Берите мою доброту. Ее хватит на всех. Отдаю вам свое сердце».
– Кто является самой большой гордостью Вашей жизни?
– Мой сын Геннадий, невестка, внуки и правнук. Они – моя гордость, опора и главное богатство. Недавно съездила на присягу к старшему внуку Ярославу, который служит в Кореновске. Помню, когда он родился, то сочинила такие строки:
Ой, цвели хризантемы на клумбе в больнице,
А ветер листал желтых листьев страницы.
Была я тогда благодарна судьбе,
Хотела скорее прижать внука к себе.
С рождением каждого внука испытывала непередаваемую радость. Шесть месяцев назад на свет появился правнук Мирон.
– Без чего не сможете обойтись ни дня?
– Без школы. Иногда прихожу сюда и в выходные, если нужно что-то сделать.
Не могу провести день, чтобы не прочитать какое-то интересное стихотворение. Люблю Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, но особенно Сергея Есенина. Когда-то открыла его благодаря маме. Многие его стихи знаю наизусть.
– На что не хватило бы смелости?
– Не смогла бы кардинально изменить свою судьбу, например, уехать со своей родины и решиться на новую сферу деятельности. Потому что на другом месте, кроме школы, себя никогда не представляла.
– О каком поступке жалеете?
– Меня до сих пор мучает совесть, что не могла уделить достаточно внимания своей бабушке в силу занятости, когда она была уже в преклонном возрасте. Ей так хотелось со мной поговорить, что-то рассказать, пообщаться, а я вечно торопилась: работа – дом – работа. Понимаю, что должна была найти время, сесть и выслушать ее. Поэт Александр Яшин сказал: «Спешите делать добрые дела». Иначе потом можно просто не успеть, упустить самое важное. А мы всегда бежим куда-то.
– Как относитесь к людям, которые говорят правду в глаза?
– Я им немного завидую, но сама так делать не умею. Мне трудно сказать правду, потому что считаю, что слова могут ранить.
– Чему посвящаете свободное время?
– Люблю комнатные цветы. В детстве за ними ухаживала неохотно, а с возрастом полюбила. Дома на окнах им недостаточно света, поэтому больше выращиваю в школе. Хочется, чтобы весь этаж утопал в зелени.
Не могу назвать себя знатным кондитером, но печь пироги доставляет удовольствие. Делаю тесто по старым рецептам, которые мне достались от мамы и бабушки – традиционные жаворонки на День святых сорока мучеников, кубанские пироги с сухофруктами, оформленные сеточкой или колокольчиками. Жаль, что уделить время этому занятию могу нечасто.
– О каком желании попросили бы «золотую» рыбку?
– Чтобы все люди на Земле были счастливы и жили в мире.
– А себя можете назвать счастливым человеком?
– Конечно. Ведь у меня есть любимая работа, друзья, которые меня уважают, семья. Бог дал мне возможность жить, делать что-то полезное, любоваться природой, просто двигаться и дышать. Разве не это счастье?
Главный совет в жизни получила от бабушки. Она всегда говорила, что надо любить, прощать и помогать людям. Я выросла в такое время, когда не запирались дома на замок. Соседи знали, если бабушка поставила около двери палочку, то бабы Вари нет дома, и никто не зайдет. Своим ученикам напоминаю о том, что нет такого предмета, как доброта, и оценки за нее не ставят. А это было бы хорошо.
Нелли Степанова