logo.jpg

Культура прошлой эпохи

Рубрика: Культура
14:53, 26 Апреля 2018
4.jpg
Жительница хутора Железного Нина Брилёва (в центре) в образе главной героини праздника - Березки.

Сейчас трудно понять, каким значением и популярностью обладали творческие коллективы в эпоху СССР. Они были не только ярким явлением общественной жизни района, но и властителями душ и законодателями творческой моды. В их программах сочетались традиции и новаторство, искренняя вера в идеалы и желание раздвинуть рамки дозволенного. Многие ансамбли и коллективы сегодня уже не существуют. Но живы люди, которые в них выступали, их помнят зрители. Сегодня в историческом проекте «Времена» мы расскажем о коллективах, чей расцвет и закат пришелся на советскую пору.

Синие блузы

Название этого коллектива, а точнее двух коллективов, которые одновременно работали в районе, сегодняшний читатель вряд ли припомнит. Дело в том, что речь идет об увлеченных музыкой и театром комсомольцах 1920-х годов. В станице Усть-Лабинской почти век назад были созданы две «Синие блузы». Одну открыли при Усть-Лабинском народном доме, о котором не сохранилось точных данных. Известно лишь, что размещался он в здании, которое в конце 1980-х занимал райагропром. Руководил коллективом Алексей Ильич Скворцов. Второй ансамбль создали комсомольцы госмаслозавода № 3 «Красный пищевик», который сегодня известен как ЭМЭКа. Его возглавлял Петр Алексеевич Петров.

На территории завода в запущенном состоянии находился бондарный цех. Комсомольцы переоборудовали помещение в клуб. В 1925 году «Синяя блуза» дала там первый концерт. Через год клуб переехал в другое помещение на территории завода. О репертуаре усть-лабинской «Синей блузы» практически ничего не известно. Можно лишь предполагать, что как и другие советские агитационные эстрадные и театральные коллективы усть-лабинские артисты затрагивали общеполитические темы и несли в массы революционное искусство. А вот почему ансамбль назвали именно так, известно. Артисты выступали в свободных синих блузах и черных брюках или юбках. Эта одежда соответствовала традиционному облику рабочего на агитплакатах. Обе «Синие блузы» просуществовали до начала 1930-х годов.

Поет и пляшет «Кубань»

Из народного казачьего ансамбля песни и танца «Кубань» вышли в большую творческую жизнь десятки артистов, которые сегодня выступают по всей стране и даже за границей. Своими воспоминаниями о работе в нем поделились участники последнего состава «Кубани» Вера Глазкова, Галина Колодкина и супруги Валентина и Сергей Грузденко.

Ансамбль «Кубань» во Дворце культуры колхоза «Кубань» был создан как коллектив-спутник Кубанского казачьего хора в далеком 1962 году. Самобытную кубанскую культуру в массы несли профессиональные вокалисты и танцоры. Особенностью «Кубани» было отсутствие четкого деления на танцоров и певцов. Это был первый в районе опыт создания коллектива, в котором выступают универсальные актеры, способные и танцевать, и петь одновременно. Усть-лабинских артистов включали в творческие делегация края, выезжавшие за рубеж. «Кубань» пела и плясала в Болгарии, Югославии, Чехословакии. Отправляясь в страны соцлагеря, устьлабинцы не только готовили большую программу кубанских композиций, но и обязательно разучивали национальные песни и танцы принимающей стороны. Шикарные костюмы и лучшие голоса – колхоз-орденоносец «Кубань» мог себе позволить содержать образцовый во всех отношениях коллектив.

Артисты были желанными гостями и на усть-лабинских сценах, и на полевых станах во время уборочной страды, куда «Кубань» выезжала с агитбригадами. Колхозники принимали родной коллектив «на ура», понимали, что перед ними выступают настоящие трудяги, которые сегодня поют, а завтра вместе со всеми по заданию колхоза выходят в поле. Прополка свеклы, сезонная уборка в колхозном саду, на виноградниках – от этих работ не освобождали даже артистов.

– Помню как однажды на прополке свеклы нас спешно вызвали в поездку, – вспоминает Владимир Грузденко. – Позвали в Геленджик на открытие курортного сезона. Когда приехали туда, коллеги очень удивились нашему раннему загару. Они и не предполагали, что их приглашение застало нас на свекольных полях.

Усть-лабинский казачий ансамбль всегда любили в Москве. Приглашали на правительственные концерты, на записи эфиров телепередач. Выступление «Кубани» записали и для Всесоюзного радио.

Возможно, славная история самого известного районного коллектива продолжалась бы и по сей день, но в начале 1990-х после акционирования колхоза-спонсора, «Кубань» распалась. Однако костяк последнего состава возродил ансамбль под новым названием. Из 52 артистов «Кубани» 7 сегодня поют в народном самодеятельном ансамбле «Хмель» городского Дома культуры.

Праздник Березки

В фотоархиве жителя хутора Железного Вячеслава Карпенко сохранились кадры общехуторского праздника Березки, который с конца 1960-х до начала 1990-х каждый год перед началом уборочной страды проводили культработники.

– В 1960-х в хуторе появились два парка, в которых высадили молодые березки, – рассказала бывший балетмейстер ДК хутора Железного Нина Брилева. – Парк у реки идеально подходил для проведения праздника. Там собирались жители хутора, устраивали семейные конкурсы, игры. Главными действующими персонажами были Весна и Лето, а также сама Березка. Часто этот праздник выпадал на Троицу.

Подготовкой общехуторского праздника занимались все культработники местного ДК. Базовое хозяйство – колхоз имени Н. К. Крупской – помогало с призами и подарками для победителей конкурсов.

– Праздник Березки не случайно предварял начало уборочной, – рассказала Нина Брилева. – Работники ДК хотели помочь колхозникам отдохнуть и набраться сил перед жатвой.

ВИА «Славяне»

Невозможно представить себе культурную жизнь района 1970-1980-х годов без вокально-инструментальных ансамблей. При городских и сельских ДК и даже крупных усть-лабинских предприятиях создавались ВИА. В одном из них, называвшемся «Славяне», в середине 1980-х играл на гитаре известный усть-лабинский музыкант Виктор Гордиенко.

– «Славяне» выступали в городском Доме культуры в парке, – вспоминает Виктор Николаевич. – Я в то время работал в ДК «Кубань», и музыканты ГДК пригласили меня к себе. В коллективе нас было четверо. Композиции для танцевальных вечеров разучивали, слушая популярные ВИА и раскладывая аккорды на слух. Никаких партитур тогда не было.

Зимой такие танцевальные вечера проводились в здании ДК, а с наступлением тепла – на летней танцплощадке в парке. Пойти «на танцы» вечером пятницы, субботы или воскресенья было модно. На танцплощадку в парке молодежь стекалась со всего города. Шли не просто потанцевать под живую музыку, но и пообщаться, а может, и встретить жениха или невесту. Как правило, каждый вечер на танцплощадке дежурил наряд милиции, поэтому почесать кулаки заядлым хулиганам «на танцах» никто не позволял.

– Не дрались еще и потому, что этим выражали уважение к музыкантам, – уверен Виктор Гордиенко. – Парень, умеющий играть на любом музыкальном инструменте, тогда был в большом почете, что уж говорить об участниках ВИА. Стоило лишь сыграть что-то из новинок, как после концерта тебя окружали ребята с просьбой написать аккорды песни.

Репертуар «Славян» был намного шире, чем отмечалось в обязательных тогда рапортичках, которые артисты заполняли после каждого концерта.

– Конечно, нельзя было писать, что мы играли что-то из модных зарубежных групп, – продолжает Виктор Гордиенко. – Песни мэтров мировой эстрады включали в концерты на свой страх и риск. Но даже если за двухчасовой вечер не прозвучало ничего кроме песен советских ВИА, не значит, что концерт меньше понравился молодежи.

«Синяя птица», «Лейся, песня», «Ариэль», неподражаемые композиции Юрия Антонова обязательно звучали в исполнении ВИА «Славяне» и имели успех.

– Чем они брали за душу? Наверное тем, что стихи и музыку к песням писали настоящие поэты и композиторы, – считает Виктор Гордиенко. – Это вам не два притопа, три прихлопа нынешней попсы. Можно было отыграть только песни Антонова и иметь бешеную популярность, потому что он непревзойденный мелодист мирового уровня.

Были и свои преференции у музыкантов ВИА. Игравший в 1970-е в одном из городских ансамблей устьлабинец Виктор Киреев вспоминает, что педагоги всегда благосклонно относились к нему – и когда он учился в педучилище, и когда поступил в пединститут.

– А уж что говорить о внимании противоположного пола! – восклицает Виктор Киреев. – Парень, играющий на гитаре «Битлов», – тогда это было за гранью возможного.

3.jpg
Виктор Гордиенко (в центре), игравший в ВИА «Славяне», сотрудничал и с другими коллективами.

Детский духовой в Восточной

Как это часто бывает в культуре, коллектив рождается там, где есть энтузиасты. Так произошло в ноябре 1985 года в станице Восточной. Ветеран Великой Отечественной войны Владимир Курин создал в родной станице детский духовой оркестр. Одно из первых больших выступлений ребят в Усть-Лабинске состоялось летом 1986 года. На стадионе «Кубань» школьникам доверили музыкальное оформление спортивного праздника. За полгода ребята успели разучить 12 военных маршей, пять вальсов, два танго.

В июне 1986-го «СН» рассказала о педагоге-энтузиасте. Музыкой Владимир Курин начал заниматься еще в детстве. Окончил школу военно-музыкальных воспитанников наркомата обороны.

К сожалению, сегодня в Восточной такого детского духового оркестра больше нет.

 

Виктория Гостева
свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
logo.jpg
Общественно-политическая газета Усть-Лабинского района Краснодарского края для читателей 12 лет и старше (12+)

Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика