Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Директор кирпильской школы № 11 Алефтина Гутманова считает, что профессию учителя можно сравнить с ювелирным искусством

Рубрика: Люди
09:59, 20 Января 2021

Юнкоры «СН» поговорили с коренной станичницей, которая 15 лет проработала в родной школе учителем математики и физики, а спустя несколько лет вернулась в нее в качестве руководителя. Алефтина Гутманова возглавляет учебное заведение более десяти лет.

– Кем мечтали стать в детстве и когда приняли решение стать учителем? Как так вышло, что в итоге вы – директор родной школы?

– В четыре года мечтала стать балериной. Увидев театральную постановку по телевизору, захотела тоже оставить свой след в этом удивительно красивом искусстве. Когда пошла в школу, становиться танцовщицей передумала и решила поступать на медицинский или педагогический факультет. В седьмом классе метания между профессиями прекратились, и я уже точно знала, что в будущем стану учителем. В 1991 году окончила физико-математический факультет государственного педагогического института и 15 лет проработала учителем математики и физики в кирпильской школе, а затем в третьей городской, пока в 2009 году не получила должность директора в двубратской школе № 8. Спустя еще три года мне предложили возглавить уже родную кирпильскую школу, на что с удовольствием согласилась. Моим большим желанием долгие годы было ходить на работу пешком. Но до сих пор делать так не получается, потому что постоянно тороплюсь.

– За годы работы в школе можете ли сказать, что молодежь изменилась? Какие сейчас подростки и чем они отличаются от своих сверстников 10-15 лет назад?

– Современная молодежь достойная, с пытливым умом. Они с удовольствием учатся, стали более яркими личностями благодаря уверенности в себе и собственных знаниях.  Дети, которые рождены в XXI веке, окружены вниманием и любовью со стороны родителей, бабушек и дедушек. С одной стороны, старт для развития у них быстрее, потому что они социализированы в обществе и есть поддержка семьи, а с другой, наблюдается вялое проявление инициативы в каком-либо деле. Ребята воспитываются несколько в тепличных условиях. Когда только начинала работу учителем в 1991 году, то дети были другими. Молодое поколение, пережившее 90-е годы, – удивительные люди, потому что стрессоустойчивы. Общаясь со своими первыми учениками, вижу это на их примере. Если у ребят что-то не складывается в карьере, они быстро находят себя в новом деле, и для них это не является эмоциональным потрясением или подвигом. Выпускники воспринимают подобного рода изменения, как простое течение жизни, а не препятствие.

– В каком возрасте можно увидеть в ребенке склонности к каким-либо предметам, талант? Как заинтересовать ученика в развитии способностей?

– В современных детях талант проявляется ярко. Например, если ученику какой-то школьный предмет покажется наиболее интересным по сравнению с другими, то он может настолько углубиться в это направление, что к 11 классу его профессиональные знания будут сформированы настолько высоко, что иногда и общих знаний педагога может быть недостаточно, чтобы дать ученику дополнительную информацию. Способности к какому-либо виду искусства или наклонности к учебным направлениям можно заметить в любом возрасте. Это индивидуальное проявление каждого человека. Считаю, что чем больше ребенок видит в жизни – новые места, разные профессии, бывает на производствах – тем ярче у него формируются представления о современной жизни. Например, одна из наших учениц, начиная с 5 класса, побеждала на муниципальных олимпиадах по русскому языку и литературе и в итоге получила 100 баллов по литературе, 98 – по истории и 96 – по русскому языку, что помогло поступить в один из самых престижных вузов Кубани на филологический факультет. Благодаря тому, что Алена была заинтересована в развитии собственного таланта и ей хотелось больше погрузиться в мир искусства, она еще школьницей стала лауреатом премии «Дарования – молодые писатели».

С утра до ночи могу многим ребятам говорить: «Кто-то стал бухгалтером, кто-то – учителем, а кто-то до сих пор находится в поиске себя, получив профессию менеджера». Человек, однажды почувствовавший желание учиться, обязательно найдет дело по душе. Это удивительная черта современной молодежи. Они не боятся, получив диплом престижного вуза, изменять будущее, реализовывать себя в совершенно другом, не пересекающимся с профессией направлением.

– Кому стоит идти в педагоги и с какими сложностями можно столкнуться в современных школах? Какова роль учителя и родителя в самоопределении ребенка?

– Самая большая проблема современной педагогики, как бы это странно ни звучало, современные родители. Они все когда-то были девочками и мальчиками, которые учились в школе, и для кого-то учебное заведение стало родным местом и вторым домом, а для кого-то принесло душевные травмы и переживания. По этой причине многие родители стали активно вмешиваться в образовательный процесс детей. С одной стороны, могу понять их активное участие в жизни собственного чада, но с другой, дети постоянно находятся под пристальным вниманием своих мам и пап, что неправильно. Хотелось бы им сказать: «Позвольте профессионалам быть профессионалами». Конечно, сейчас с детьми сложно, но еще сложнее с их родителями. Часто они, начитавшись постов в социальных сетях, чаще с негативным посылом, подхватывают это настроение и начинают пересылать их учителям и директорам школ с нравственными целями или укорами. Понимаю, что к таким наукам, как педагогика, психология, это не имеет никакого отношения – это просто мнение обывателя общественно признанных людей. Но оно становится мерилом для некоторых современных родителей и той искрой, которая разжигает конфликты между ними, детьми и педагогами. Не все блогеры достаточно образованы, но имеют возможность выразить собственное мнение по тому или иному поводу, к сожалению.

Учитель – это, прежде всего, профессионал, который может дать педагогические знания, рассмотреть ту или иную проблему в учебном процессе. Дальше наступает ответственность родителей. Все мы знаем, что на самом деле «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

– Самая мудрая мысль, которую вы слышали в своей жизни? В чем заключается ее ценность?

– В далекие студенческие годы прочла цитату Фрэнсиса Томсона: «Не сорвать цветок, не тронув звезд». Эта фраза отразилась в моем сердце и повлияла на педагогическое кредо, потому что все в мире связано, и любое наше действие может привести к такому эффекту, о котором мы и догадаться не можем. Тем более это касается тех профессий, которые взращивают юные умы. Всегда нашу педагогическую деятельность сравниваю именно с этой фразой. Мы, как ювелиры, управляющие судьбами людей, должны не навредить ребенку, а также указать верное направление в его жизненном пути и помочь его пройти.

 

Анжелика Анисимова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика