Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Искусство по-мужски

Рубрика: Культура
15:59, 25 Марта 2021

В честь профессионального праздника – Дня работника культуры России, отмечаемого 25 марта, корреспонденты «СН» решили вспомнить о меньшей, но отнюдь не слабой части специалистов, занятых в этой сфере. Речь пойдет о мужчинах разных профессий, посвятивших жизнь отрасли культуры.

Фанаты дела

Культура многолика. Она объединяет театры, библиотеки, хореографию, вокал, кино, музыку, музеи, народное творчество, художественные промыслы и сотни производных направлений искусства. Современный культработник должен быть не только творческим человеком и профессионалом в своем направлении, но и хорошим психологом, «пиарщиком», уметь прогнозировать интерес и потребность посетителя, чтобы знать какой продукт ему предложить. Не секрет, что в последние годы именно культуру малых территорий подвергли оптимизации. И порой один и тот же специалист совмещает в себе таланты и функции сразу нескольких профессий, чтобы учреждение, в котором он работает, оставалось востребованным. И таких примеров в районе множество.

Сегодня на территории муниципалитета расположены 52 учреждения культуры: 22 библиотеки, 21 КДЦ, три школы искусств, художественная и музыкальная школы, музей, кинотеатр, бухгалтерия и методический центр. В этих заведениях работают 500 человек, из которых 120 – представители сильного пола, что составляет 24 %. Если сравнивать данные районной статистики с общероссийскими, можно заметить закономерность. Количество мужчин от общего числа работников культуры – 20-30 %.

Это вовсе не означает, что они менее склонны к творчеству и искусству. Ведь только настоящие фанаты своего дела способны выкладываться на все 100 процентов при ненормированном графике и достаточно скромной зарплате. Люди в культуре уникальные, сродни бриллиантам. О некоторых из них наш рассказ.

Сердце – детям

Известный в районе музыкант и композитор Валерий Кандауров начинал свой творческий путь в усть-лабинском Доме пионеров, где учился играть на баяне. Окончил народное отделение музыкально-педагогического училища Краснодара, а после армии институт культуры и стал преподавать музыку по классу баяна в усть-лабинской музыкальной школе. Любовь к музыке и поэзии гармонично переплелась с любовью к детям. С 1967 года каждое лето Кандауров выезжал работать в детские пионерские лагеря «Чайка», «Смена», «Тополек», «Отважных и смелых», «Орленок» и многие другие. Всю жизнь Валерий Николаевич старается быть в центре детворы и молодежи, делая их жизнь увлекательной, интересной и познавательной. Сегодня повзрослевшие воспитанники педагога поют его песни своим детям. Стихи и музыку певец Кубани превращает в гимны о молодости, красоте природы и любви ко всему, что окружает.

Не раз ансамбли «Ложкари» и «Барабанщицы» под руководством Валерия Кандаурова становились лауреатами разных конкурсов. Неспроста музыкант удостоен званий «Заслуженный работник Кубани» и «Отличник народного просвещения». Испытал на себе культработник и бремя большого руководителя – с 1999 по 2004 год возглавлял районный отдел культуры. Руководители детских кружков вспоминают, что время было непростым, финансирования не хватало. Но музыкант оставлял в приоритете воспитательную работу с детьми, находил автобусы, костюмы, инструменты, места для репетиций. Сегодня на вопрос о сфере деятельности Валерий Николаевич неизменно отвечает: «Я там, где дети!».

На кларнете и трубе

Артист ГДК Сергей Ченцов влюблен в музыку с детства. Окончил музыкальную школу по классу баяна и кларнета. В 9 классе стал руководителем школьного ансамбля «Ровесники». Популярность коллектива в станице Спокойной Отрадненского района зашкаливала. Ребят взяли на работу в местный ДК. Школьники играли на «огоньках», участвовали в больших праздниках. Но Сергей планировал, повзрослев, стать водителем, как отец. После службы в армии его пригласили в военный духовой ансамбль песни и пляски Краснознаменного Закавказского пограничного округа. Более семи лет парень выступал на большой сцене в Ереване, Баку и других филармониях союзных республик.

В 1991 году Сергей Николаевич переехал в Усть-Лабинск, где почти сразу нашел себя в эстрадном ансамбле «Феникс» РДК «Кубань» под руководством Александра Ипатова. В ГДК перешел спустя четыре года, когда Валерий Душко организовал духовой оркестр «Альянс». Продолжает работу в нем и сегодня – солирует на саксофоне, который считает любимым инструментом. Музыкант поет и в народно-самодеятельном вокальном ансамбле «Хмель». Классика, эстрада, джаз, народная или этническая песня – Сергею Ченцову, как настоящему профессионалу, под силу прочувствовать все тонкости и характер произведения и при этом не сфальшивить.

С кубанским колоритом

Вячеслав Манютин профессиональный танцор. За его плечами школа народного танца каневского Дворца культуры, педагогический колледж культуры Краснодара и работа в государственном ансамбле танца и песни «Кубанская казачья вольница». После травмы, полученной на сцене, из профессии пришлось уйти. Был в жизни Вячеслава Александровича и момент, когда казалось, что оставляет хореографию навсегда. Но коллеги, ценившие его профессионализм, рекомендовали начать преподавательскую деятельность. Так Вячеслав стал руководителем образцового ансамбля народного танца «Ковылек», с которым неразлучен на протяжении 12 лет. Танцевальный коллектив насчитывает около 150 мальчиков и девочек от пяти до 18 лет. Занятия для детей проходят по возрастным категориям. Ребят учат движениям, приучают слышать музыку и передавать ее характер языком тела. Скоро «Ковылек» отметит 50-летний юбилей, но, несмотря на солидный возраст, он продолжает активно развиваться и громко заявлять о себе. Только за последние несколько лет юные артисты покорили множество зарубежных сцен, побывали в странах Европы, Закавказья и даже в Африке. Все заграничные выступления устьлабинцев срывают бурные овации. Настолько зажигательно и эмоционально они передают дух кубанской культуры.

Пригодилось Вячеславу Манютину и знание иностранных языков, которые он углубленно изучал в школьные годы. Сегодня это умение помогает при выездах на гастроли, международные и зарубежные конкурсы и фестивали.

Под народную песню

Уроженец станицы Воронежской Алексей Богров с пяти лет учился играть на гитаре и любил петь. Окончил музыкальную школу по классу хора и поступил в краснодарский колледж имени Римского-Корсакова. Именно там у парня зародилась любовь к народному пению. Во время сдачи выпускного экзамена на молодого исполнителя обратил внимание председатель квалификационной комиссии Виктор Захарченко и пригласил на прослушивание. Алексей пришел и спел, на что услышал от маэстро заветную фразу: «Вы будете работать в Кубанском казачьем хоре». Артистом знаменитого хора тенор являлся пять лет. Объездил с гастролями всю Россию от Ростова-на-Дону до Владивостока. Но начавшаяся пандемия перевернула привычный образ жизни певца. Он лишился работы, однако вскоре получил предложение работать художественным руководителем в станице Восточной.

В должностные обязанности худрука входит ответственность за все, что зритель увидит со сцены. Алексей Николаевич готовит сценарии, составляет планы и отчеты, подбирает репертуар артистам, организует массовые гуляния. И это далеко не весь список дел. Однако в круговороте забот мужчина нашел время и для песни. Почти сразу образовал детский вокальный ансамбль «Лира». Сейчас его посещают 15 девочек станицы, которым Богров поставил голоса, научил петь хором, сольно и в дуэтах. Его воспитанницы уже готовы к выступлениям на сцене и с нетерпением ждут первых открытых конкурсов и смотров.

Мелодия оркестра

Олег Гальцев родился в Приднестровье, окончил музыкальную школу по классу баяна, самостоятельно освоил бас-гитару. В детстве мечтал быть капитаном дальнего плавания, а к музыке относился как к увлечению. Но в старших классах творчество так захлестнуло Олега, что он решил поступать в музыкальное училище Ленинграда. Конкурс в престижное учебное заведение был космическим, и парень опасался, что не пройдет отбор. Подал заявление в культурно-просветительное училище (сегодня колледж культуры и искусств Санкт-Петербурга) и поступил. Со второго курса отправился в армию. Службу проходил в Анапе во Всесоюзном учебном центре по подготовке моряков-пограничников. Правда, в море выходить не пришлось – молодого музыканта оставили в части при военном ансамбле.

После трех лет службы Олег окончил обучение в училище. Затем – работа по распределению, женитьба и переезд в Усть-Лабинск. Здесь Гальцев устроился в ДК «Кубань» музыкантом оркестровой группы, где играл на балалайке в знаменитом казачьем ансамбле «Кубань», потом был бас-гитаристом в коллективе «Феникс». А в 1992 году Олега Олеговича пригласили в городской Дом культуры на должность аккомпаниатора. Под его баян и клавиши выступали танцоры и вокалисты. Однако начавшаяся цифровизация внесла изменения и в эту сферу деятельности. Чтобы соответствовать веяниям времени, Олег Гальцев самостоятельно освоил синтезатор «Ямаха». В годы культурного забвения ушел на «вольные хлеба». Зарабатывать на жизнь получалось, но не хватало репетиций, единомышленников, знакомых звуков и непредсказуемого ритма работы.

В 2006 году музыкант вернулся в Дом культуры, но в учреждении уже все было по-другому. Под инструмент никто не пел. Нужно было писать фонограммы, и аккомпаниатор Гальцев этому научился. Сегодня артисты ансамблей «Хмель», «Элегия», «А+Б», «Младороссы», «Фолк-Лэнд», «Вдохновение» напевают ему мелодию, а он превращает ее в звуки целого оркестра, делая аранжировки.

Виктор и «Виктория»

Виктор Феоктистов с пяти лет занимался народными танцами. Окончил северское училище культуры и по распределению попал в Усть-Лабинск, где танцевал в народном ансамбле песни и пляски «Кубань». Параллельно с основной работой в коллективе он вел кружок современной пластики во Дворце культуры «Кубань». Достаточно быстро Виктор понял, что из него может получиться отличный коллектив, да такой, какого в районе еще не было.

В 1989 году собранный им ансамбль бального танца «Виктория» впервые выступил на сцене, а еще через три года получил звание образцового художественного. Это гордое звание коллектив подтверждает своим уровнем выступлений 29 лет. В репертуаре «Виктории» латиноамериканская и европейская программы, а также шоу-номера с элементами фольклора, техно, диско и ретротанца. Сегодня воспитанниками Виктора Леонидовича являются 80 ребят от пяти до 17 лет. А выпускники используют полученные знания в дальнейшей жизни – многие поступают в институты и колледжи культуры, кто-то становится хореографом, кто-то открывает школы танцев. Например, Артем Смирнов основал свою школу в далеком Чили.

Перспективы культуры

Месяц назад в КДЦ станицы Восточной появился новый директор – Виталий Карпович. Однако вплоть до 2019 года мужчина никогда не думал, что будет трудиться в отрасли культуры. Он имел опыт работы в сельских администрациях, торгово-промышленной палате и даже в экологических службах, но два года назад согласился возглавить воспитательную работу в музыкальной школе станицы Ладожской. В новой ипостаси проявил себя ответственным и грамотным специалистом, поэтому и получил в начале этого года предложение стать директором культучреждения.

Здание ДК в станице Восточной было построено 60 лет назад, последний раз ремонтировалось 19 лет назад и сегодня требует серьезной реконструкции. Уже готовы проектно-сметная документация и экспертиза, впереди большой объем работы, которой предстоит руководить новому директору. Но помимо хозяйственных забот Виталий Александрович задумывается и о перспективах развития культурной жизни в станице. В его планах привлечь в Дом культуры посетителей всех возрастов, увеличить число кружков и открыть филиал музыкальной школы.

Возглавил «Берегиню»

Дмитрий Шутак продолжил династию культработников, пойдя по стопам матери и отца. Впервые на сцену вышел в два года, когда мама пела на конкурсе. Мальчик подошел, обнял ее и стал требовать обратить на него внимание. В Доме культуры кружки не посещал, зато в школе постоянно участвовал в творческой самодеятельности. Мама учила петь, отец – играть на гитаре. В седьмом классе Дима должен был исполнить дуэтом песню «Ты ж меня пидманула» с девочкой, которая была намного выше своего партнера. Публика встретила пару аплодисментами. Пели ребята хорошо, только в какой-то момент мальчик забыл слова. Однако он не растерялся и… станцевал. Зрители взорвались овациями.

О том, что пойдет в культуру, не думал. Братья и сестра выбрали другие профессии, а сам Дима мечтал о карьере шеф-повара. Отучился и несколько лет работал в ресторанном бизнесе, но родителям с проведением мероприятий в хуторе Братском все равно помогал. Потом и вовсе устроился в культурно-досуговый центр артистом. Получил соответствующее образование, учится в институте. В настоящее время ведет кружок декоративно-прикладного искусства, который посещают 35 хуторских ребят, и руководит клубом «Берегиня». В его состав входят 20 женщин, самой старшей из них 68 лет, а самой юной – 33 года. В клубе Дмитрий Николаевич учит землячек готовить блюда «по-ресторанному», преподает хореографию, приглашает специалистов по мейкапу и стилистов для проведения мастер-классов.

Поющий звукооператор

Сергей Митрюхин работает звукооператором в поселке Двубратском с 2013 года. В детстве играл на скрипке и любил петь. Даже на службе в армии в Вологде солировал в духовом оркестре. Вернувшись, устроился на работу в исправительную колонию, затем перешел в пожарную охрану. Но о песне не забывал никогда. Чтобы душа отдыхала, участвовал в самодеятельных ансамблях. Когда вышел на пенсию, поспешил в КДЦ «Олимп» с просьбой взять его на работу. Свободных ставок артистов не было, поэтому мужчине предложили отучиться на звукооператора. После курсов и переквалификации желание Митрюхина исполнилось. Последние восемь лет Сергей Иванович заведует музыкальной аппаратурой, производит записи фонограмм и оформляет звуковое сопровождение концертов. Но при этом не упускает возможности спеть самому. В репертуаре артиста народные и эстрадные песни. Однако любимой, характеризующей его как истинного романтика является «Серенада Трубадура» из мультфильма «Бременские музыканты».

Театральная душа

Алексей Журавлев родился и вырос в станице Тенгинской, где известен как театральный артист. В детстве мальчик увлекался радиотехникой, любил посещать встречи с артистами кино и театральные постановки, которые проводились на стадионе для местных жителей. В памяти Алексея остались выступления драматических и цыганских театральных трупп, встречи с колхозниками Нонны Мордюковой, Леонида Быкова, Евгения Матвеева и многими другими артистами. А после беседы станичникам показывали фильмы с их участием.

Отслужив в армии и поработав в Тольятти, Алексей Платонович вернулся домой. В Доме культуры тогда вовсю играл вокально-инструментальный ансамбль «Дружба». Ребята из коллектива вспомнили, что Журавлев разбирается в технике, и пригласили на работу звукооператором. Со временем парень пошел учиться в институт культуры и собрал единомышленников в театральный драмкружок, который активно работал с 1986 по 1996 год. Артисты ставили драматические и комедийные постановки, выезжали с ними на конкурсы в Новороссийск, станицу Павловскую и Краснодар. Театральному кружку было присвоено почетное звание народного. Многие зрители до сих пор с восхищением вспоминают спектакли «Остров нашей любви и надежды» и «Чио-Чио-Саня».

С 1999 по 2015 год Алексей Платонович являлся директором КДЦ «Тенгинский», но совмещать эту ответственную должность с постановками уже не смог. Ведь для постановки хорошего спектакля нужно время. За вклад в развитие отрасли присвоено звание «Заслуженный работник культуры Кубани».

 

Анна Сидякина
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика