Фанагорийская археологическая экспедиция, ведущая раскопки на Таманском полуострове при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело», подвела итоги сезона 2022 года. Среди самых интересных находок этого лета – захоронение жрицы богини Афродиты, подтверждающее древнегреческий период в истории Фанагории, и иранский меч – свидетельство культурных связей с Персидской империей.
Древнее оружие было найдено в тайнике глубокого склепа с воинским погребением. Массивный, дорогой и престижный меч был частью экипировки всадников эпохи Великого переселения народов 4-6 веков н.э. Он имеет восточное происхождение и принадлежит к группе иранских мечей, о чем можно судить по характерной золотой верхушке его деревянной рукояти.
Уникальная находка не только отражает вкусы позднеантичных воинов Таманского полуострова, но и говорит о том, что в середине первого тысячелетия Фанагория имела тесные политические и культурные связи со Второй Персидской империей (территория современных Ирана и Ирака). Вероятно, меч был частью дипломатических даров с Востока или военным трофеем. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что в этот период Фанагория активно участвовала в политических процессах на территории Причерноморья и Кавказа.
Другой интересный артефакт был обнаружен в захоронении 1 века н.э. Это серебряный медальон с изображением Афродиты и десяти знаков зодиака (всех, кроме Водолея и Весов). Носившая его девушка была жрицей или поклонницей богини, о чём говорят и другие её украшения – кольца и серьги, имеющие отношение к культу Афродиты. Эти находки являются очередным свидетельством того, что Фанагория была древнегреческой колонией, а её жители как минимум до 1 века н.э. поклонялись Олимпийским богам и, возможно, верили в астрологию.
Не менее важное открытие этого года было сделано благодаря исследованию целой группы находок на территории Фанагории и других поселений Таманского полуострова. Историки проанализировали содержание кладов и кошельков, в спешке укрытых средневековыми горожанами от напавших на их земли варваров. В среднем один такой кошелек содержал 30-80 монет и предположительно использовался для повседневных нужд. Это позволило ученым сделать вывод о том, что сбережений обычного жителя Таманского полуострова в эпоху раннего средневековья хватало максимум на месяц.