В Усть-Лабинском районе работают два направления проекта «Профессионалитет». На базе Ладожского многопрофильного техникума готовят кадры для АПК, в Усть-Лабинском соцпедколледже – будущих IT-специалистов.
Учебный год только начался, а мамы и папы девятиклассников уже на низком старте. Если лет пять-десять назад чуть ли не каждый второй родитель на вопрос: «Где учиться будете?» с недоумением поглядывал на вопрошающего. «Как где? Сначала в десятый, потом – институт. Когда кто-то из собеседников произносил: «Мы пойдем в техникум или колледж», сначала повисала пауза, а потом разговор неожиданно менял тему. На родителей будущих «пэтэушников» (ПТУ давно канули в Лету, а слово осталось) смотрели то с сочувствием, то с ухмылкой. «Кто ж возьмет на хорошую работу без «вышки»? Да и учат ли там, в этих колледжах?» Так или примерно так рассуждали многие папы и мамы. Федеральный проект «Профессионалитет» поменял и восприятие среднего профессионального образования, и саму систему преподавания.
Три года назад проект изменил и одно из старейших учебных заведений района. Ладожский многопрофильный техникум лидером в своей сфере не был, но и в отстающих не числился. «Профессионалитет» расставил другие акценты. Теперь к ним идут выпускники с высокими баллами в аттестате. Перемены, которые произошли в ЛМТ, словно лакмусовая бумага показывают, как изменилось отношение государства к «кузницам рабочих кадров» и будущему образования в целом.
Этим летом, наверное, впервые за всю историю учебного заведения Ладожский многопрофильный ощутил небывалый интерес абитуриентов и их родителей. Был настоящий конкурс. Почему все больше выпускников девятых классов выбирают среднее профессиональное образование и интересны ли бизнесу спецы без «вышки», об этом говорим с директором Ладожского многопрофильного техникума Раманом Иконниковым.
– Этот учебный год для нас во многом рубежный, – говорит Иконников. – И потому, что действительно столкнулись с небывалым интересом к учебному заведению потенциальных студентов, и потому, что смогли поддержать этот интерес самым правильным способом.
Если в 2022-м в Ладожском многопрофильном по федеральному проекту набрали всего по группе агрономов и автомехаников, то текущий учебный год начали с существенным плюсом. На первый курс по «Профессионалитету» пришли сразу 150 студентов. Вместо одной группы агрономов – две, а еще автомеханики и трактористы.
– У молодежи проснулся интерес к аграрным профессиям, причем не только у юношей. В двух группах агрономов сегодня 22 студентки. А три девушки так и вовсе удивили – учатся на автомеханика.
Показывает Иконников и «сердце» «Профессионалитета» – новый корпус, построенный за счет инвестора Олега Дерипаска, и оборудованный за счет средств федерального гранта. Кстати, Олег Владимирович выделяет средства на строительство объектов, которые впоследствии становятся собственностью государства. Благодаря инвестициям промышленника и мецената в техникуме существенно увеличилась полезная площадь. Позиция нашего земляка – инвестиции в детей, в их образование и профессиональный рост, а значит в будущее страны, вызывает уважение.
Есть в Ладожском многопрофильном и современные трактора, комбайны, сеялки и отдельные агрегаты.
– Проект помог не только нарастить техническую базу. Педагогам тоже пришлось сесть за парты, – продолжает директор. – Работать на новом оборудовании и технике научили на курсах в Тамбове.
Кстати, преподают в техникуме и вузовские педагоги. Есть соглашение с Кубанским аграрным университетом. Лекции по агрономии – очно и онлайн, занятия по финансовой грамотности. Главные в определении учебного плана – работодатели, а техникум формирует команду мастеров-наставников.
Работодатели не случайно выступают заказчиками при подготовке кадров. Предметы профессионального модуля и практика – зона ответственности предприятия-партнера. У Ладожского многопрофильного – это группа компаний «Прогресс Агро». Благодаря участию бизнеса на базе техникума создан кластер «Росток Кубани».
После производственной практики формируется рейтинг каждого студента. В зависимости от этого работодатель определяет, кому предложит трудоустройство. Бизнес умело мотивирует будущие кадры. Смотрите сами, стипендия первокурсника – тысяча рублей, а у третьекурсника – все 25 тысяч! ГК «Прогресс Агро» уже приняла на работу 29 трактористов из числа выпускников. Зарплата – 50 тысяч в месяц, и подъемные дали – еще 50!
По направлению компании есть возможность получить высшее образование в КубГАУ. Обучение проходит на тех приборах и технике, которыми оснащено производство в «Прогресс Агро», не надо переучиваться. Стипендия, кстати, зависит не только от успехов в учебе. Учитывается и оплачивается любая полезная активность: участие в конкурсах, общественная работа, занятия в медиагруппе, волонтерство.
Одним словом, целевая финансовая поддержка работает. За выпускниками группы трактористов ЛМТ сегодня чуть ли не в очередь стоит не только агробизнес, но и представители других сфер. Компетенции, которые помог получить «Профессионалитет», позволяют быть востребованным. А разве не это цель любого качественного обучения?
ФАКТ
По проекту «Профессионалитет» в Ладожском многопрофильном техникуме готовят агрономов, мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей, мастеров сельскохозяйственного производства и других специалистов АПК.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Профессионалитет» – не волшебная палочка, но он может очень много. У проекта несколько неоспоримых преимуществ. Главные из них – сжатые сроки обучения, востребованные направления и, конечно, гарантия трудоустройства, – говорит руководитель проекта «Профессионалитет» в Краснодарском крае Галина Золина. – Студенты, подписавшие целевой договор с работодателем, получают ежемесячную стипендию. Размер ее зависит от успеваемости.
На Кубани в проекте кроме Ладожского многопрофильного техникума успешно работают Кореновский индустриальный техникум, Кропоткинский торгово-экономический колледж и другие. Обучают в них по таким направлениям, как информационные технологии, сельское хозяйство, искусство и креативная индустрия, туризм и сфера услуг, машиностроение и педагогика.
МНЕНИЕ
Мы спросили у будущих агрономов, почему выбрали Ладожский многопрофильный техникум и чем интересна учеба в нем.
Вероника Колпакова, 2 курс:
– Решение поступать в ЛМТ принимала сама. С детства привыкла работать в саду, следить за ростом и созреванием культур. На Всероссийской выставке «Золотая Нива» представляла наш техникум. С проектом «Капля жизни» по разработке процесса орошения полей кукурузы наша команда в прошлом году заняла второе место в краевом конкурсе. Основы агрономии и механизации даются легко. У нас созданы все условия – только развивайся. Стипендия у меня шесть тысяч. Я отличница, член студсовета, занимаюсь в медиагруппе. Мы готовим видеоролики о жизни техникума, есть доплата и от будущего работодателя.
Кирилл Шишиков, 1 курс:
– Пришел в техникум по совету мамы. Она работает в «Прогресс Агро». Взвесил все возможности современного образования и преимущества «Профессионалитета». Здравый расчет и правильный выбор, уверен, позволят мне состояться как агроному. Целевой договор уже заключил. Первые месяцы учебы подтвердили правильность выбора. В техникуме прекрасная производственная база, да и жизнь студенческая кипит.
Савелий Савченко, 1 курс:
– Во время учебы в школе был в техникуме на экскурсии по профориентации. Решение поступать сюда принимал сам. Родители выбор поддержали, хотя их трудовая деятельность с сельскохозяйственной отраслью не связана. В техникуме меня устраивает все. Замечательные педагоги, среди них много молодых и продвинутых, опытные и увлеченные своим делом мастера, оснащенные кабинеты и мастерские. Целевой договор подписал. Гарантии будущего продумал.