Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Зачем школьные оценки «взвешивают» и почему такая форма оценивания знаний более объективна

Рубрика: Образование
10:24, 13 Ноября 2024

С окончательным переходом на электронный журнал кубанские школы столкнулись с выбором, по какой системе оценивать знания ученика - по привычной среднеарифметической или новой, средневзвешенной. В итоге педагоги остановились на втором варианте. Сегодня «взвешенная» система введена во всех школах района. Что означает вес оценки и для чего введено такое нововведение, рассказала заместитель начальника районного управления образованием Наталья Тимонина.

 

Двойку больше не скроешь

 

Как пояснила Наталья Васильевна, электронные журналы появились еще лет 10 назад. А в связи с этим была введена автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование», которая объединила в единую сеть школы, детские сады и управления образованием.

- Вначале электронные ведомости ввели в качестве эксперимента. Позже во внесенных изменениях в законе об образовании прописали, что ведение журнала об успеваемости является обязательным в электронной или бумажной форме. Постепенно от бумажного вида пришлось полностью отойти, потому что дублирование не допускается. Связано это с переходом на электронный документооборот. Такие журналы легче хранить, - прокомментировала Наталья Тимонина. - После того как электронный журнал заполнен, учителя распечатывают только итоговую ведомость. Это нужно, например, для того чтобы поставить подписи об ознакомлении. Даже есть форма отчетности, по которой можно посмотреть, все ли преподаватели заполнили журнал. Так как он электронный, то такую форму контроля можно осуществлять на любом уровне – от руководства школы до управления образованием и министерства. Система открыта для всех надзорных органов.

Одно из преимуществ нововведения заключается в экономии – школам больше не нужно тратить деньги на бумажные журналы. Кроме того, иногда журналы могли быть испорчены – страницы случайно залиты краской или водой. Нередко приходилось вносить в графы изменения. Под всеми исправлениями необходимо было поставить подпись и печать.

- Этот процесс хоть и привычный, но более сложный. Вести журнал в электронном виде оказалось намного удобнее. К тому же педагог может это делать не только в школе, но и дома, причем с любого устройства – компьютера, планшета или телефона, - продолжает замначальника управления образованием. – Больше не нужно бегать за журналом на перемене в учительскую. Раньше с этим было связано много неудобств. Я, например, когда работала учителем, вела дополнительный журнал в обычной тетради. А потом переносила оценки в настоящий журнал. Так же делали и многие коллеги. Домашние задания преподаватели тоже записывают в электронный дневник. При этом если ребенку и родителям удобен бумажный вариант, то ученик может продолжать его заполнять. Но основным документом, имеющим законную силу, будет считаться все-таки электронный.

 

«Взвешенное» решение

 

Вес оценки в электронном журнале влияет на выставление оценок за четверть, отмечает Наталья Тимонина. Ведь в основном и государственная итоговая аттестация в проводится в письменной форме за исключением иностранного языка.

- Совершенно справедливо, что различные типы заданий не могут оцениваться одинаково. Например, ученик поднял руку на уроке и дал хороший ответ. Конечно, учитель может это поощрить оценкой «5». Но это устный ответ и, возможно, всего одна фраза. А если возьмем контрольную работу? Определенную тему изучали целый месяц, и ребенок показывает свои знания за весь период. Выполняет пять-шесть заданий, тратит на это целый урок. В итоге тоже получает пятерку. В обоих случаях оценки получаются неравнозначные. Отсюда и появился вес отметок, - объясняет Наталья Васильевна. – Каждая школа самостоятельно устанавливает положение об оценивании. Допустим, одна оценка весит 5 баллов, а другая - 50 баллов. Это та же сама пятерка, но обладающая большей значимостью. Постарались сделать так, чтобы баллы в разных образовательных учреждениях не сильно разнились. Иначе дети оказываются в неравных условиях, переходя из одно школы в другую. За разные виды работ предусмотрен разный вес оценок. Их много: тестирование, устный ответ, домашняя работа, лабораторная, практическая, контрольная, зачет. Более важные формы проверки знаний и оцениваются выше. Например, написать эссе по обществознанию или дать устный ответ на вопрос. Сочинение по литературе или чтение стихотворения наизусть – все это разные оценки. Фактически в школах продолжает действовать четырехбалльная система оценивания – от двойки до пятерки. Но теперь, «взвешивая», их легче различить и принять обоснованное решение при выставлении итоговой отметки. Иначе получается, что ребенок получил «2» за контрольную, а на следующем уроке ответил устно на «5». В среднем выходит тройка. По новой системе такая двойка будут иметь больший вес. Соответственно, ученики, понимая, что вес оценки за контрольную работу выше, будут прикладывать больше сил для успешного выполнения заданий.

 

 

ФАКТ

Средневзвешенный балл при оценке знаний школьника был предложен федеральным минобразования в середине 2010-х годов. Он подсчитывается с учетом коэффициента важности каждой работы -  контрольной, лабораторной, домашней и других. Для каждого типа задания помимо обычной оценки устанавливается свой «вес», количество баллов для каждого рассчитывает само учебное заведение.

 

 

МНЕНИЕ

 

Вера Колесникова,

учитель русского языка и литературы

школы № 36, Усть-Лабинск:

 

- Средневзвешенная система оценки не только повышает уровень объективности выставления итоговой отметки, но и пробуждает в учащихся заинтересованность в результатах ежедневной работы на протяжении всего учебного года. Темы уроков в открытом доступе и для родителей, и для учеников. Тест, контрольная работа, диктант, сочинение мотивируют учащихся ликвидировать пробелы в знаниях, повторить изученное, получить максимальный балл за работу, повысить средний балл по предмету.

Средневзвешенная отметка – это интегральная оценка результатов всех видов деятельности учеников. Например, работа на уроке весит 10 баллов, проверочная и самостоятельная работа - 20, зачет - 30. А с максимальным весом 40 баллов ученик получит отметку, выполнив контрольную работу или написав сочинение. Считаю удобным и эффективным, что сейчас средняя отметка зависит от веса выполненной учеником работы, а не от количества полученных пятерок, четверок, троек или двоек. Есть разные мнения и по поводу введения электронных журналов. На мой взгляд, бумажные потеряли свою значимость. И хорошо, что это произошло, так как переход на электронную форму учета успеваемости и посещаемости – экономия рабочего времени педагога и своевременная информация для родителей. Исходя из 36-летнего опыта классного руководителя, могу сказать, что дети очень находчивы и смекалисты. Они использовали различные способы, чтобы убедить родителей в своей успеваемости. Вели одновременно два дневника (в одном хорошие оценки, в другом - плохие), заверяли родителей, что отметку учитель поставил за плохое поведение на уроке. А сейчас есть возможность не просто увидеть ежедневную успеваемость ребенка, но и уточнить вид текущего контроля.

 

Надежда Косова,

учитель математики школы № 24,

Болгов:

 

- Согласно положению, каждая школа устанавливает вес оценки самостоятельно. На мой взгляд, не каждый родитель может оценить достоинства такого подхода к оцениванию знаний своего ребенка. Это напоминает магазин, в котором на каждый вид работы прикреплен ценник. Ведь учителя при обычном выставлении итоговых оценок итак всегда учитывали результаты контрольных работ.

Ведение обычного школьного дневника дисциплинировало ученика хотя бы в том, что обязывало его записывать домашнее задание. Сейчас отследить по электронному журналу, что задано на дом, довольно трудно.

 

ФАКТ

Председатель Госдумы Вячеслав Володин провел опрос среди родителей школьников о проблемах с электронными дневниками.

По результатам опроса, проведенного в октябре, 38 процентов родителей не замечали проблем с электронным дневником. С критикой системы высказались 43 процента респондентов.

Некоторые проблемы, на которые жаловались родители:

– сложность входа в электронный дневник после того, как он стал осуществляться через «Госуслуги»;

– личные данные на ресурсе, которые не нужны школе;

– цифровое домашнее задание, которое не соответствует школьной программе;

– оценки, которые ставят не по факту, а когда появляется время на заполнение, иногда задним числом;

–электронное расписание, которое меняется за несколько минут до начала урока.

 

 

ИНТЕРЕСНО

В России школьный дневник появился примерно в середине XIX века, когда по всей империи начали открываться государственные гимназии. Именно к середине XIX века было введено производство бумаги при помощи парового двигателя, а в 1870-х годах в русском переплетном деле произошел технический переворот: перешли от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному. Поэтому-то и появились первые промышленным образом произведенные «Дневники для записывания уроков», форма которых, надо заметить, была утверждена Ученым комитетом Министерства народного просвещения. В конце XIX — начале ХХ века в распоряжении гимназистов и учеников земских школ стало больше вариантов дневника.

Советская версия дневника появилась только в 1930–1934 годах — после проведения реформы, вводившей всеобщее обязательное начальное образование. Именно тогда дневник превратился в средство коммуникации между учителями и родителями: в него был включен табель, графы для оценок за поведение и замечаний. Эта версия выдержала проверку временем и до сих пор иногда встречается.

 

Наталья Попова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее

Яндекс.Метрика