Анатолий Ясницкий родился на Украине, прошел Великую Отечественную войну. Воспоминаниями о родном человеке станичница поделилась с корреспондентами «СН».
Фотографий и каких-либо записей о боевых заслугах отца у женщины не сохранилось. Сам Анатолий Гаврилович о войне говорил мало. Все то, о чем нам поведала Елена, когда-то узнала от мамы.
На фронт ушел в 1941 году. Воевал на Карельском перешейке, был командиром пехотного взвода. Домой вернулся в 1945-м с боевыми наградами.
– Когда была маленькой, папа часто усаживал меня на колени, раскладывал на табуретке медали и спрашивал: «Какая нравится?» Укажу на одну пальцем, а он рассказывает, за какие заслуги ею награждают. Некоторое время не жила в Ладожской. В доме шел ремонт, все награды, как и семейные фотографии, увы, затерялись. Остались только воспоминания, – поделилась Елена Ясницкая. – Когда выросла, узнала, что на войне папа лишился почки, получил 18 ранений, но детям об этом не говорил.
На Кубань Анатолий Гаврилович переехал еще до войны, учился в училище. С мамой Елены, Марией, познакомился в Ладожской, когда лежал в местном госпитале после очередного ранения. Медучреждение находилось напротив Дома культуры. Как позже делилась воспоминаниями с Еленой ее мама, в ДК по выходным часто играл оркестр, а молодежь приходила его послушать. Заглядывали и солдаты из госпиталя. В один из вечеров пришел туда и Анатолий Ясницкий. Длинноволосая красавица Мария сразу же ему приглянулась.
– Пригласил на танец, разговорились, а под конец вечера, как призналась мама, она уже влюбилась в него. Красивый, вежливый, с хорошим чувством юмора – как устоять, – вспоминает слова матери станичница. – Когда вернулась домой, обо всем рассказала: «Если все сложится, замуж за него пойду». Бабушка Даша посоветовала маме не торопиться и на прекрасное, но ненадежное чувство влюбленности не надеяться, присмотреться к парню.
Через месяц Мария привела избранника домой. Будущая теща Анатолия Гавриловича, слывшая местной знахаркой, обратила внимание на его плечо. Молодой солдат признался, что ранение серьезное, рана не заживает, и врачи уже думают ампутировать руку. Дарья успокоила, сказав, что сама его вылечит. Через время Анатолий и правда стал чувствовать себя лучше – раны зажили, боль ушла. Родители Марии одобрили выбор дочери, вскоре солдат и станичница поженились.
– Через несколько недель отец снова отправился на фронт, а еще через время мама получила от него письмо с пожеланием, чтобы она поехала к его родителям на Украину. Когда она села в поезд, то проехала всего несколько станций. Услышав, о чем между собой говорят машинисты и железнодорожники, узнала, что пути были взорваны врагом. Новые рельсы прокладывали несколько недель. За это время в поезде началась эпидемия педикулеза. В доме свекра и свекрови ей спешно остригли волосы. Мама говорила, что сильно плакала, но ничего поделать не могла.
Жили Ясницкие-старшие богато – в доме было больше 10 комнат, полы устланы коврами, на стенах рушники. Мария не знала нужды ни в чем, но, как дома, себя не чувствовала. Когда война закончилась и вернулся Анатолий, молодые супруги переехали на Кубань.
Поселились Анатолий и Мария в Ладожской. Жили небогато, но счастливо, родились дети. Воспоминания о войне, которую прошел отец, и вдохновили Елену на стихи.