Повышение эффективности среднего профессионального образования требует совершенствования отраслевого законодательства.
Депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» Алексей Ткачев рассказал о принятом в первом чтении законопроекте, закрепляющим модель целевой отраслевой подготовки кадров под запрос конкретных работодателей в рамках федерального проекта «Профессионалитет», как форму организации образовательной деятельности.
Парламентарий отметил, что новая форма предполагает участие работодателей в управлении учебным заведением, а также в организации образовательной деятельности на всех этапах разработки и реализации программ подготовки, включая практические занятия. В колледжах, где применяется форма профессионалитета, должны осуществлять деятельность управляющие советы из представителей образовательной организации, ее учредителя и работодателей. Такой совет будет рассматривать и согласовывать образовательные программы, кандидатов на пост руководителя колледжа, объем приема учащихся на бюджетные места.
Кроме того, документом закрепляется в качестве основной формы государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования - демонстрационный экзамен с использованием контрольно-измерительных материалов. Такой экзамен будет проходить в условиях, приближенных к конкретному производству, с использованием оборудования. Это даст возможность работодателям оценить навыки и возможности выпускников.
Результаты демонстрационных экзаменов будут признаваться в системе независимой оценки квалификации. Полномочия по обеспечению проведения ГИА в форме такого экзамена перейдут из ведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих госуправление в сфере образования.
Алексей Ткачев напомнил, что до недавнего времени в Краснодарском крае функционировало девять кластеров федерального проекта «Профессионалитет» в таких отраслях, как сельское хозяйство, машиностроение, информационные технологии, строительство, искусство, педагогика, образование в сфере услуг и креативной индустрии. Участники проекта - 38 колледжей и техникумов в 28 городах и районах Кубани, с которыми активно сотрудничают 39 крупных компаний. Нововведения в первую очередь затронут эти ссузы.
В Усть-Лабинском районе третий год успешно работает агрокластер «Росток Кубани» на базе Ладожского многопрофильного техникума. Активно в работу кластера включен работодатель – компания «Прогресс Агро». Партнер-работодатель помог модернизировать материально-техническую базу и поддерживает проекты студентов, которые проходят стажировки на площадках предприятия. Опытные сотрудники выступают для ребят наставниками. Уже с первого курса студентов погружают в профессию.
В этом году Краснодарском крае открывается еще три кластера: в сфере строительства, машиностроения и педагогики. В проект влились 14 колледжей и техникумов. К 2028 году в них будут обучаться более 6 тысяч человек.