Директор школы № 2 Наталья Маркина – о том, как длительные образовательные игры расширяют познания о мире
Семь лет во второй городской школе используют новый формат работы с учениками – длительные образовательные игры. Как такой, на первый взгляд, несерьезный инструмент обучения помогает расширять границы познания и почему тиражировать опыт коллег не можно, а нужно, «СН» рассказала директор усть-лабинской школы № 2 Наталья Маркина.
– Почему часть образовательного процесса перевели в формат игры?
– За несерьезной на первый взгляд формой скрывается мощный стимул для саморазвития школьников. Тех, кто только начинает учиться – младшеклассников – игровая педагогика мотивирует смелее осваивать новое, а старшеклассникам игра помогает выйти за границы учебника и расширить представление о мире и происходящих в нем процессах. К примеру, в одной из проведенных игр «Профессия. Призвание. Успех» через театральную постановку, которую, кстати, готовили сами школьники, малышей знакомили с разнообразным миром профессий. А старшеклассники погружались в профессиональные реалии, уже посещая предприятия и организации города. Выбирали учреждения, представления о которых у большинства подростков поверхностные: предприятия бизнеса, медцентры, библиотеку, музей.
Такой фортат обучения имеет неоспоримое преимущество, которым не может похвастаться ни один другой образовательный продукт. В игре нет боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Здесь не ставят оценок в журнал, но можно самому оценить уровень своих знаний, проявить себя и научиться взаимодействовать в коллективе.
- Насколько важно в педагогике быть генератором идеи? Возможна ли трансформация чужого опыта?
- Практика длительной образовательной игры – серии мероприятий, объединенных одной темой и затрагивающих разные школьные предметы, пришла в наш район и в нашу школу семь лет назад благодаря фонду «Вольное Дело» и московской школе № 2086. Столичные педагоги поделились идеей, а мы трансформировали проект под себя. В школе было несколько знаковых мероприятий, которые мы органично адаптировали в игру. К примеру, «Олимпийские игры». Это не спортивное соревнование в чистом виде. Формат «Веселых стартов», уж простите, сегодня не интересен ученику 5 класса, а девятикласснику и подавно. Мы добавили к соревновательной части элементы исторических и этнографических исследований, и получился ни на что не похожий проект. Каждый класс представляет определенное государство-участника игры, готовит национальные костюмы и презентацию страны. Чем не элементы урока истории или географии?
Во время моей командировки в Санкт-Петербург несколько лет назад стала зрителем школьного спектакля в рамках «Литературного вторника». Ученики готовили постановки по произведениям известных авторов и выступали перед остальными школьниками на переменах. Мне эта идея понравилась, и вот уже три года такие мини-спектакли дают и у нас. Ребята распределяют роли, шьют костюмы и мастерят реквизит. Во время работы над постановкой коллектив сплачивается, появляются лидеры. А значит, это не только про литературу, но и про воспитание чувства коллективизма. Да и тема «Литературного вторника» теперь привязана к теме игры.
– Что еще дает образовательная игра ученикам?
– Каждая игра длится на протяжении учебного года. Стартует она в День учителя со ставшей уже традиционной школьной ярмарки. Ярмарка – это тоже часть игры. Задача каждого класса презентовать ту или иную страну, личность или событие. В этом году это были известные деятели искусств потому, что игра-2019 идет под девизом «Человек в истории России. Личность в летописи страны». Согласитесь, куда приятнее угощать гостей ярмарки любимым вареньем Чехова или пирожками, которые любил детский писатель Заходер, чем просто предлагать выпечку и сладости, за которыми не стоит никакой истории. Чтобы узнать, какие блюда предпочитал тот или иной писатель или поэт, ученикам пришлось перелопатить не одну биографию.
Семь лет подряд весной мы проводим выездные экспедиции для учеников 9-11 классов. Это не просто поездки на природу «погулять-отдохнуть», а знакомство с «лесными» профессиями, проблемами экологии, опыт составления карт музеев. Всего один штрих. В Мезмае, а это одна из трех наших выездных точек, ребята проходят по местам боевых сражений Великой Отечественной, сажают сирень, поют военные песни, участвуют в исторических квестах. Ценно даже не то, что они знают «Катюшу» или «Смуглянку», а то, что изучив историю войны, имеют возможность побывать там, где когда-то развернулись кровопролитные бои. Этого на уроке в классе не прочувствуешь.
– Вовлеченность в образовательные игры сказывается на качестве знаний школьников?
– В 2013 году, почти на старте проекта, наша школа в краевом рейтинге образовательных учреждений находилась на 359 месте из 1000. Сегодня мы сделали большой рывок вверх и занимаем четвертую (!) позицию рейтинга. В первую очередь связываю это с массовым вовлечением школьников в длительные образовательные игры, потенциал которых неисчерпаем.