Как правильно развивать детей, чтобы раскрыть их потенциал
Многие родители сегодня готовы заняться обучением ребенка буквально с пеленок. Мода на раннее развитие захлестнула умы молодых мам и пап. На спрос тут же откликнулся чувствительный к изменениям рынка услуг малый бизнес, и в Усть-Лабинском районе стали появляться центры, предлагающие сделать из малыша полиглота, математика, спортсмена, художника и еще много кого. «СН» попыталась разобраться, когда и как стоит выявлять склонности ребенка и развивать их, не навредив юному созданию.
Устьлабинка Инна Герман, мама двоих мальчиков, к обучению сыновей подходит целенаправленно и напористо. Она считает, что раннее развитие способствует их успеху во взрослой жизни.
– Моему старшему Артему восемь лет, Антону – пять. До трех лет с ними я занималась сама, – рассказала молодая женщина. – Но когда мальчишки стали старше, отдала их в руки специалистам, потому что ребенок должен быть в социуме. Считаю, что именно детские развивающие центры закладывают фундамент развития малышей.
Инна убеждена, что для будущих мужчин важен математический склад ума. Поэтому детей она повела на занятия ментальной математикой и в секцию робототехники, за которой, убеждена, будущее.
Вслед за старшим братом на занятия по математике пошел и Антон. Правда, вскоре Артему стали тяжело даваться решения некоторых задач. Его успеваемость снизилась, и желание посещать занятия пропало. Родители уже было приняли решение прекратить занятия математикой. Но педагог центра, куда ходил мальчик, предложил несколько месяцев позаниматься с ним дополнительно. Спустя месяц Артем победил в районной олимпиаде по ментальной математике и с азартом продолжил обучение точной науке. После этого Инна не устает напоминать сыновьям о том, что не стоит бояться трудностей, без них ничему не научишься.
Но старший Артем изъявил желание заниматься еще и музыкой – хотел научиться играть на гитаре. Как считает молодая мама, дети должны расти всесторонне развитыми и могут посещать столько занятий, насколько им хватает сил, если они везде достигают хороших результатов. Ее мальчики помимо математики и робототехники ходят в театральный кружок, изучают английский язык, а с сентября старший пойдет еще и в футбольную секцию.
Методист ЦДТ «Созвездие» Елена Сулина, напротив, считает, что заниматься нужно чем-то одним. Но сначала нужно дать ребенку возможность попробовать разные направления развития. В две-три творческие «лаборатории» детей стоит отдавать не раньше четырех лет, а уже в семь лет определиться вместе с ребенком, чем он хочет заниматься дальше.
– Вместе с десятилетней дочерью мы путь выбора уже прошли, – рассказала педагог. – Сначала Мирослава посещала несколько секций в центре творчества детей, а в семь лет решила профессионально заниматься хореографией. Пережили и моменты, когда она все хотела бросить. Я ее деликатно остановила.
Каждый ребенок индивидуален, считает Елена Сулина, и к нему нужно прислушиваться. В их же случае занятия танцами помогли Мирославе стать самостоятельней.
Заместитель начальника отдела районной администрации по физической культуре и спорту Валерий Маньшин убежден, что в выборе увлечений нужно прислушиваться к ребенку. Тогда заниматься он будет гораздо усерднее.
– Сейчас родители стараются как можно раньше привести детей в спорт, – рассказал Валерий Маньшин. – Но не для каждого вида спорта это хорошо, потому физические занятия дают большую нагрузку на позвоночник, что опасно для растущего организма. В советское время существовали стандарты для занятий в спортивных секциях. Например, заниматься рукопашным боем можно было только с 10 лет. А сейчас родители стараются отдать своих чад уже в шесть.
В спорте же главное не возраст, а характер и природные данные. Конечно, их не распознаешь, пока ребенок не начнет заниматься. Сколько было случаев, когда девочки показывали отличные результаты в мужских видах спорта.
– И не стоит верить известным спортсменам, которые в интервью говорят, что добились всего только потому, что родители их заставляли заниматься, переломив их детское нежелание. На самом деле это редкость, – считает Валерий Маньшин. – Давить на юных спортсменов нужно только когда они явно ленятся, потому что если нет прогресса и результатов – чемпион не получится.
Учитель рисования ЦДТ «Созвездие» Наталья Тараканова говорит, что почти не прикладывала усилий к развитию младшего сына – ей помог старший. Разница между мальчиками – семь лет, и, наблюдая за старшим, младший рано начал посещать секции дополнительного образования.
– В вопросе выбора увлечений детей никогда не была категоричной, – говорит Наталья Тараканова. – Начиная с шести лет, мы пробовали посещать и шахматы, и музыкальные занятия, пока не остановились на игре на гитаре. Главное, чтобы ребенок ходил на занятие не со слезами и скандалами, а с интересом. А понять, что же действительно нравится вашему чаду, можно только в шестилетнем возрасте. Именно тогда дети более осознанно чем-то увлекаются.
Усть-лабинский психолог Анна Симоненко согласна, что нет ничего страшного в том, что в поисках себя ребенок будет заниматься в разных секциях. Их даже можно периодически менять – в этом случае будут развиваться разноплановые способности. А еще занятия способствуют формированию у малышей ответственности, самостоятельности, повышению самооценки. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха.
Творческие занятия – это смена вида деятельности, поэтому исключена возможность выгорания. Если ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок, то малыши переключаются на творчество. В кружках прикладного творчества они занимаются ручным трудом, чем развивают мелкую моторику. К тому же, как отметила психолог, в кружках и секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе, здесь не предъявляют жестких требований к дисциплине, что позволяет ребятам чувствовать себя комфортнее.
– Детей, лишенных талантов, не бывает, – убеждена Анна Симоненко. – Но обнаружить склонности сына или дочери можно, только пробуя разные направления деятельности. И очень важно, чтобы взрослые хвалили детей и подчеркивали, что гордятся ими. К тому же родителям следует понимать, что нужно ребенку для развития, а что им самим. Не используйте детей для «работы над ошибками» собственной жизни. Категорически нельзя переносить на них опыт из своего детства. Так можно ошибиться и не различить врожденные таланты ребенка, из-за чего вы не обеспечите их полноценного развития. Помните: вы – это вы, ребенок – это ребенок, и у каждого из вас своя дорога в жизни.