Как в Усть-Лабинске недалеко от хутора Заречного построили новый мост через Кубань
Двадцать шесть лет назад в январе 1993 года «СН» впервые подняла тему аварийного состояния моста, соединяющего два берега Кубани у Заречного. На фото в газете запечатлена въезжающая на виадук со стороны Усть-Лабинска легковушка. Вынужденное ограничение движения по нему заставляло водителей большегрузов двигаться в объезд через «хатукаевский» мост. О состоянии дорожной конструкции через Кубань тогда «СН» рассказал директор завода мостовых железобетонных конструкций Олег Бережнов.
Спикером он выступил не случайно. В середине 1990-х именно Олег Бережнов стал инициатором создания акционерного общества для строительства моста на Некрасовскую. По его словам, через год-два мост мог рухнуть. Ни паромы, ни переправы не обеспечили бы необходимого круглогодичного движения, подчеркивал Бережнов.
Как рассказывал руководитель завода, эта мысль возникла после того, как он побывал в Саратове на строительстве путепровода. Возводило его с разрешения правительства народно-акционерное общество. Все работы оплатило население, которое выкупило акции НАО. В созданное общество, по замыслу директора, могли войти кроме коммерческого банка транспортные и строительные организации города. МЖБК готов был поставлять конструкции для моста напрямую. Этот опыт Бережнов и предложил использовать в Усть-Лабинске.
Перед тем как выйти с подобной инициативой, в Ростове-на-Дону заказали проект моста. Стоимость его в ценах 1993 года составила почти 610 миллионов рублей. Характеристики моста по проекту: длина – 174 метра, проезжая часть – 11,5 метра, тротуары по обеим сторонам – 1,5 метра. Просчитали проектировщики и интенсивность движения с учетом перемещения грузового транспорта – в 1990 году из-за аварийного состояния моста большегрузам запретили ездить по нему. По расчетам экспертов в сутки по новой конструкции могли бы проезжать до 2,5 тысячи автомобилей, две трети из которых грузовые.
Когда добро на новый мост в районе дали, инициаторы его строительства отправили письмо заместителю председателя правительства России Егору Гайдару. Просили освободить народно-акционерное общество от налогов, аргументировав просьбу тем, что река Кубань делит район на две части, где райцентр, заготпункты, железнодорожная станция и предприятия-переработчики находятся на одном берегу, а поставщики сельхозпродукции – на другом. Но из Москвы устьлабинцам пришел отказ. Однако в 1999 году мост через Кубань строить все же начали, и через год его открыли для движения всех видов транспорта.
Первый мост связал станицы Усть-Лабинскую и Некрасовскую еще в 1883 году. Его возвело казачье начальство. Он был на сваях и обошелся в 20 тысяч рублей.
В начале XX века построили еще один, железный. Подрядчиком работ выступил некий лихтенштейнский подданный Иоганн Осипович Бекк. За свою работу он получил 37 тысяч рублей. И тогда при строительстве определяющими были нужды сельского хозяйства. Станица Усть-Лабинская являлась центром хранения зерна, которое свозили в нее со всей округи, в том числе и из «закубанья».
Но мост просуществовал недолго. Начавшаяся Гражданская война, переход власти в станице от красных к белым стоили ему «жизни». В августе 1918 года отступающие красноармейцы взорвали виадук. Позже его удалось восстановить.
А вот в 1942 году он был разрушен до основания – партизаны, взорвав конструкцию, отрезали фашистским оккупантам путь к левобережью района.
В середине 1940-х построили новый деревянный мост, который просуществовал до середины 1970-х. Когда он обветшал, движение по нему закрыли. А в 1981 году военные для своих маневров соорудили временный сборный железный мост. После завершения учений им стали пользоваться местные жители.
О том, что в конце 1990-х ездить по мосту было опасно, хорошо помнит устьлабинец Анатолий Чуриков. В 1999 году он, будучи газоэлектросварщиком компании «Краснодаравтомост», принимал участие в строительстве нового виадука.
– Наш участок занимался установкой свай для будущей конструкции, – рассказывает Анатолий Иванович. – Мы начали со стороны хутора Заречного, другая бригада шла со стороны Усть-Лабинска. Работы двигались быстро, мост не самый протяженный из тех, на которых приходилось трудиться. Но, не дойдя и до середины конструкции, наш участок перебросили на следующий объект, так что достраивали его другие мастера. Не знаю, что было бы, не построй здесь новый мост – старый буквально рассыпался на глазах.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала начальника архивного отдела районной администрации Анну Радченко и краеведа Алексея Забазнова.