Специальная (коррекционная) школа появилась в Усть-Лабинске 30 лет назад. В то время это было прорывным событием в сфере образования. В конце 1980-х в районе негде было учить детей с особенностями развития. И сегодня школа № 35 – единственное учреждение, занимающееся в муниципалитете обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования.
Корреспонденты «СН» решили разобраться, чем учебный процесс в ГКОУ КК «Специальная (коррекционная) школа № 35» отличается от обычного, и побывали в образовательном учреждении.
Основное здание школы расположено на улице Островского, 89 в постройке 1920 года, являющегося до 1989 года городским Домом пионеров. Второй корпус находится по улице Советской. До начала 1990-х в нем функционировал детский сад № 1. Будто впитав творческую атмосферу, когда-то витавшую в этих стенах, в школе сделали упор на раскрытие индивидуальных способностей своих подопечных. В учреждении работают четыре кружка, две секции и 17 детских объединений в рамках внеурочной деятельности – от «Юного эрудита» до игры в шашки. Максимальная наполняемость классов в школе составляет 12 человек.
– Весь учебно-образовательный процесс и специальные развивающие занятия – это коррекционная и адаптивная работа. С детьми работают социальный педагог, педагог-психолог и два учителя-логопеда. Большинство учителей школы имеет дефектологическое образование, – поясняет директор школы № 35 Александр Зайко. – Есть и проблемы. Например, требует модернизации спортивная площадка. А еще у школы до сих пор нет собственной столовой. Поэтому ученики по договоренности с социально-педагогическим колледжем организованно обедают в его столовой.
Нынешнее лето, по словам педагогов, должно запомниться их воспитанникам не только познавательными экскурсиями и поездками, но и эмоциональными игровыми занятиями. Учитель начальных классов и руководитель кружка «Веселый карандаш» Татьяна Лысенко на своих занятиях использует технику быстрого рисования, когда по команде ученики одновременно с педагогом наносят штрихи рисунка. Всего 15 минут, и белые листы альбомов учеников превращаются в красочные летние пейзажи с морем, песчаным пляжем и пестрыми солнечными зонтиками.
– Стараюсь использовать больше необычных техник рисования, например, пальцами, ватными дисками или салфетками, – рассказывает Татьяна Лысенко. – У большинства ребят слабо развита мелкая моторика, и я старюсь научить их почувствовать бумагу. Сложность состоит еще и в том, что наши ученики гиперактивны, с рассеянным вниманием и ослабленной памятью. Поэтому важно увлечь таких детей и постоянно многократно повторять с ними информацию. Обычно первоклашки, попадающие к нам, по уровню знаний – как чистый лист. И всегда радуешься, когда из четвертого класса они уходят с хорошими оценками и продолжают прилежно учиться дальше.
Педагог-психолог Наталья Горобец считает, что детей с задержкой психического развития необходимо учить общению друг с другом. На своих уроках человековедения она старается устранить эмоциональные барьеры и подтолкнуть ребят к самостоятельным выводам.
– Наши ученики – обычные дети, просто у них недостаточно развита познавательная активность, – поясняет психолог. – Поэтому им все необходимо иллюстрировать конкретными примерами. Урок мы начинаем не с обычного приветствия, а с обмена эмоциями. Каждый ребенок выбирает подходящую ему по настроению маску и объясняет почему именно ее.
Инициатором основания в районе школы с коррекционным уклоном стала ее первый директор, а ныне социальный педагог Нина Каспарян.
– До этого я работала учителем-логопедом. Мы с коллегами постоянно сталкивались с проблемой отсутствия специального обучения для детей с задержкой психического развития, а без него отстающему в учебе ребенку выровняться сложно, – вспоминает педагог. – Нужна была коррекционная школа. Руководство района поддержало нас. В итоге набрали 48 человек – два первых и два вторых класса.
Вместе с Ниной Каспарян с момента открытия в учебном заведении работает и воспитатель Светлана Медяная. По словам педагогов, самым трудным периодом было начало работы.
– Под школу выделили здание бывшего городского Дома пионеров, – рассказывает первый директор учреждения. – Турлучная постройка 1920 года к этому времени сильно обветшала. Чтобы к первому сентября привести ее в порядок, учителя наравне со строителями до позднего вечера занимались ремонтом. Подставив под потолок подпоры, убирали внутренние перекрытия для увеличения классных помещений, выносили мусор, убирали заросли во дворе. И к началу учебного года школа была полностью готова.
Первого сентября в 35-ю школу отправятся 18 первоклассников. Сегодня в ней занимаются дети не только из Усть-Лабинска, но и из станиц и хуторов района и Адыгеи – из села Красногвардейского и аула Хатукай. Особенность коррекционной школы, по мнению первого директора, – работа с трудными семьями, в которых воспитывается большинство ее учеников.
– Тяжело, если родители выпивают, – делится Нина Каспарян. – Однажды зимой наша ученица пришла на занятия в резиновых сапогах на босу ногу. А на улице – мороз. Вызвала в школу отца – он явился выпившим, говорил, что денег на обувь ребенку нет. Поняв, что разговаривать с ним бесполезно, собрали с коллегами девочке вещи. Кто-то принес сапоги, кто-то колготки, кофточку. А недавно посетили родителей одного из учеников. Дома у них обнаружили беспорядок, дети сидели раздетые и голодные. После этого каждую неделю стали приходить в эту семью с проверкой. Испугавшись лишения родительских прав, супруги навели в доме порядок, побелили стены. Учителя принесли кто что смог – ковры, матрасы, одеяла, подушки, посуду. Из школы привезли списанные столы, шкафы и стулья, оборудовали детям отдельную комнату. О каких успехах в учебе может идти речь, если дома ребенок лишен элементарных бытовых условий?
– Стараемся организовать работу так, чтобы ученики чувствовали себя в школе как дома, – соглашается воспитатель Светлана Медяная. – Теплая непринужденная атмосфера на уроках – один из факторов адаптации наших учеников. Важно разобраться в причине, почему ребенок не может усвоить материал. Однажды ко мне в класс поступил мальчик из 36-й школы. Его семья переехала из Армении, поэтому по-русски он говорил тяжело. Каждый день я оставалась с ним после уроков. Сначала читала ему вслух, потом мы стали читать вместе, мальчик записался в библиотеку. И пробелы в знаниях исчезли.
С хорошими оценками ученик вернулся в 36-ю школу, окончил ее, получил медицинское образование и стал успешным стоматологом. И таких примеров педагоги 35-ой могут привести много. Они убеждены, что их главная задача – не научить, а мотивировать к учебе.
КСТАТИ
Школа № 35 была открыта 1 июля 1989 года на базе городского Дома пионеров и называлась школой с продленным днем для детей с задержкой психического развития.
Директорами школы работали Нина Каспарян, Ольга Шепелева, Лариса Хархарова, Надежда Чмыхало (исполняла обязанности). С мая 2019 года директором ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы № 35 назначен Александр Зайко.
С 2016 года учебное заведение является ресурсным центром сопровождения инклюзивного образования.
За 30 лет школу окончили 425 учеников (23 выпуска). В 2018-2019 учебном году в заведении обучались 76 человек из Усть-Лабинска, станиц и хуторов района, а также Республики Адыгея.
В школе работают 28 сотрудников, из них 17 – педагоги. Трое специалистов трудятся в учреждении с момента его основания. Это социальный педагог Нина Каспарян, воспитатель Светлана Медяная и медсестра Лидия Галоян.
Восьми сотрудникам школы присвоена высшая квалификационная категория, семи – первая квалификационная категория. 13 человек имеют дефектологическое образование.
Социальный педагог Нина Каспарян имеет звания «Заслуженный учитель РФ» и «Отличник народного образования». Заместитель директора по воспитательной работе Галина Сертакова и учитель начальных классов Людмила Григорьева являются почетными работниками общего образования.