Наверное, нет на Кубани города или станицы, где не было бы улицы Красной. Это название объединяет большие и маленькие населенные пункты региона.
На первый взгляд кажется, что в имени улицы звучат революционные отголоски, отсылающие нас к истории Гражданской войны и Красной армии. Но это не совсем так. В Усть-Лабинске улица Красная была практически с самого основания, еще со времен станицы. Только проходила она не там, где сейчас, а по современной улице Ленина.
Первоначально Красная начиналась рядом с местом, где сейчас располагается кинотеатр «Знамя». Там станица заканчивалась в своих первоначальных границах. Далее в районе рынка и торгового центра города располагался пустырь, который доходил примерно до территории современной железнодорожной станции.
Улица Красная спускалась с небольшой возвышенности вниз, проходя мимо центральной площади, которая была на месте городского парка, станичной Никольской церкви и школы.
Она считалась центральной, потому что вела к храму и «нанизывала» на себя главные учреждения: атаманское правление, почту, школу. Вероятно, именно поэтому Красная и получила свое название: красивая, парадная, нарядная.
После революции и Гражданской войны ее решили назвать именем вождя и переименовали в улицу Ленина. И до сих пор Красная остается одной из главных улиц города, соединяющей транспортный узел – железнодорожный вокзал с ключевыми объектами городской инфраструктуры: рынком, городской и районной администрациями, парком и видовой площадкой на озеро Копытко.
Современная Красная появилась несколько позже. Границы станицы Усть-Лабинской с момента ее основания доходили примерно до улицы Красноармейской. Территория выше осваивалась и заселялась постепенно. Застройка этих частей современного города во многом связана с развитием транспортной сети: появлением железнодорожной станции и вокзала в начале ХХ века.
Устьлабинка Татьяна Дмитренко вспоминает, что первое название современной улицы Красной – Екатериновка. Так ее именовали не случайно – она выводила на дорогу к Екатеринодару. После революции Екатериновку переименовали в улицу Сталина. На пересечении улиц Ленина и Сталина (бывшей Красной и современной Красной) находился еще один важный транспортный узел. В советское время там была автостанция. По данным усть-лабинского историко-краеведческого музея, здание автостанции располагалось рядом с домом, где сейчас находится торгово-промышленная палата. А платформы, от которых отходили автобусы, были сосредоточены на площади перед детской поликлиникой.
16 ноября 1961 года на заседании горисполкома было принято решение переименовать улицу Сталина в Красную. Служба коммунального хозяйства довольно быстро заменила все вывески со старым названием. К 1 декабря новые трафареты были готовы. Спешка была связана с тем, что переименование проводилось в рамках антисталинской кампании по борьбе с культом личности, которая началась с доклада Никиты Хрущева на ХХ съезде партии в феврале 1956 года. После этого имя «отца народов» постепенно стали вычеркивать из топографии наших городов: убирать памятники, переименовывать улицы.
Новое название улицы для Усть-Лабинска было не таким уж незнакомым и диковинным. Современная Красная, может, и не была такой парадной и нарядной, как первоначальная, но задача у нее была другая – показать жителям города направление, в котором находится краевой центр. Именно по ней автобусы прокладывали маршрут к Краснодару, соединяя Усть-Лабинск с сердцем региона.