Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Дистанционное обучение
открыло для педагогов
новые формы работы

Рубрика: Образование
10:53, 23 Апреля 2020

С 13 апреля во всех образовательных учреждениях района началось дистанционное обучение. В условиях карантина школы и учреждения дополнительного образования были вынуждены перейти на бесконтактное преподавание. Теперь школьники осваивают учебную программу, не выходя из дома. В качестве посредника между учеником и учителем выступают мессенджеры на гаджетах и компьютерах.

Обратная связь

В условиях борьбы с коронавирусной инфекцией усть-лабинским педагогам пришлось в срочном порядке перестраивать методику преподавания и адаптироваться самим к режиму удаленной работы. То, что раньше казалось чем-то на грани фантастики, теперь вошло в жизнь каждого подростка. Посещение школы временно отменено, но благодаря современным технологиям уроки все равно продолжаются.

– Дистанционные занятия применялись в отдельных случаях и раньше, например, для формы семейного обучения на дому или для детей-инвалидов. В таком случае часть предметов учитель преподавал лично, а часть – ребенок изучал с помощью электронных технологий, – пояснила начальник районного управления образованием Наталья Тимонина. – Однако с полным переходом на «дистанционку» мы столкнулись впервые. Усиленно готовились к этому во время каникул – изучали ресурсы, интернет-платформы, технические возможности детей, родителей и педагогов, навыки, которыми обладают все участники образовательного процесса. Не секрет, что не все умеют хорошо работать на компьютере, например, первоклассники и их бабушки и дедушки. Кроме того, не у каждого ребенка есть ноутбук или гаджет. У многих был слабый Интернет или же вообще отсутствовал. Поэтому проблем с этим возникло много. Пришлось срочно искать выход из положения. Некоторым учителям и детям выдали во временное пользование компьютерную технику из школы. В остальных случаях стали использовать дифференцированный подход в зависимости от ситуации. Допустим, у ребенка нет компьютера или смартфона. Тогда используем для связи кнопочный сотовый или стационарный телефон. Этого достаточно, чтобы продиктовать задание, что-то прочитать или объяснить в беседе. Если же нет возможности даже созвониться, то пользуемся старым добрым способом сообщения – бумажным. В пластиковый пакет закладываются и запечатываются задания по предметам на всю неделю и доставляются ученику. Варианты здесь тоже разные – через соцслужбу, магазин или дежурного учителя, который доставит и опустит пакет в почтовый ящик по адресу ученика. Таким же образом выполненные уроки школьник отправляет спустя неделю обратно на проверку. Не так важно, в какой форме осуществляется дистанционное обучение, главное – иметь обратную связь.

Вне зоны комфорта

Многие ученики известие о переходе на удаленное обучение восприняли как продолжение каникул. Однако вскоре стало понятно, что сидеть без дела не получится. Домашнюю учебную нагрузку педагоги организовали так, что она практически не отличается от обычного объема занятий в школе. А еще урок не получится ни прогулять, ни мимо ушей пропустить. Ведь в онлайн-режиме подросток находится с педагогом один на один. Хочешь - не хочешь, а заниматься придется.

– Дети мобильны и легче воспринимают все новое, куда сложнее родителям, – говорит Наталья Тимонина. – Им сейчас приходится постоянно вникать в учебный процесс. Кто-то считает, что таким образом учителя переложили на родителей свою работу, что в корне неправильно. Учитель бы и рад собрать всех ребят в классе и объяснить материал, но пока это невозможно. Приходится терпеть неудобства. Основная проблема для администрации школы сейчас – разные условия, в которых находятся ученики. Даже в одном классе может существовать четыре или пять моделей дистанционного обучения. На один урок педагог тратит в разы больше времени. К примеру, вначале он проведет занятие с 15 учениками в режиме онлайн, затем еще с 10. А с остальными, не имеющими возможности выхода в Интернет, – в индивидуальном порядке.

По словам преподавателей, в образовательной сфере неожиданно наступил новый поворот. О привычной классно-урочной системе, хоть и на время, но придется забыть и выйти из зоны комфорта. Это особенно сложно из-за того, что никаких методик обучений с применением дистанционного обучения пока не выпущено. Поэтому учителя разрабатывают их самостоятельно путем проб и ошибок.

– Конечно, мы вернемся к прежнему режиму работы, как только улучшится эпидситуация. На дистанционной форме работы никто оставаться не собирается. Однако уже сейчас можно говорить о том, что этот опыт открыл для нас новые возможности. Ведь иногда с помощью электронных технологий можно значительно расширить границы урока и времени, например, виртуально посетить музей, – считает Наталья Тимонина. – Поэтому постараемся извлечь много полезного для дальнейшей работы.

В ритме карантина

Впервые с дистанционным обучением пришлось столкнуться и педагогам музыкальных школ района. К необычной роли преподавателей виртуальных уроков они оказались готовы не сразу. Например, в Усть-Лабинской ДМШ, где занимаются 312 ребят, во время каникул было не до отдыха.

– Кому-то из преподавателей пришлось покупать гаджеты, кому-то настраивать Интернет. Никаких образовательных платформ для музыкальной школы нет. Поэтому выходим из положения всеми возможными способами, – рассказал директор школы Эдуард Саремат. – Каждый учитель составил расписание индивидуальных и групповых занятий по всем отделениям – скрипке, сольному пению, фортепиано, народным инструментам. Индивидуальные занятия у малышей длятся в среднем по 15 минут, у ребят постарше – до 30-40 минут. Вместо оценок ставим «зачет-незачет». Также идут уроки по сольфеджио, музыкальной литературе, теории музыки, в хоровом классе. Конечно, такой режим нельзя сравнить с «живыми» занятиями, но это лучше, чем ничего. Это хорошее подспорье для ребят, чтобы не перестать заниматься и успешно окончить учебный год.

Преподаватель духовых инструментов Эмилия Дулина признается, к новой форме работы уже привыкла, хотя поначалу с трудом представляла, как сможет организовать занятия для своих 15 учеников. Каждый день она проводит в среднем по 8 онлайн-уроков. При этом старается максимально приблизить их атмосферу к обычному рабочему дню. Для этого надевает соответствующую одежду, делает привычную прическу и макияж. И только потом берет в руки саксофон, флейту или кларнет и включает ноутбук.

– В уроках по видеосвязи есть свои плюсы и минусы, – говорит педагог. – Удобно, что не нужно тратить время на лишние сборы и поездки, особенно когда у тебя есть дети и нужно их развозить в школу и на кружки. Минус – это отсутствие личного контакта с учеником. Где-то по ходу урока необходимо его приобнять, поправить руку, заглянуть в глаза. На расстоянии даже спросить или поправить голосом не всегда удается. Не у всех хорошая связь, звук может отставать, а изображение пропадать. У некоторых ребят вообще нет скайпа. Они присылают мне видеозапись домашнего задания, а я им – свою технику проигрывания.

Труднее всего с малышами. Когда начинаешь объяснять ребенку дистанционно что-то в плане ритма, он часто не понимает. Тогда на помощь призываем маму и занимаемся уже втроем. Чтобы не вызвать у начинающего ученика отторжения к музыке, нужно проявить много терпения.

Кому уж точно повезло с занятиями, так это детям педагога – Степану и Анастасии, обучающимся у мамы в классе. Для них уроки остались прежними, только на дому. А вот с остальными ребятами Эмилии Дулиной встретиться в кабинете школы уже не терпится. Правда, вариант дистанционного обучения она тоже планирует оставить для исключительных случаев. Например, когда ученик заболел или не смог приехать по уважительной причине.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика