Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Михаил Плоский считает основой успеха в искусстве не талант, а трудолюбие

Рубрика: Люди
12:15, 23 Августа 2020

Выпускники детской художественной школы Усть-Лабинска, занимая лидирующие позиции в крае, ежегодно идут в профессию, продолжая оттачивать навыки, заложенные усть-лабинскими педагогами. Заслуга в этом принадлежит небольшому, но опытному коллективу, руководит которым директор школы, преподаватель изобразительного искусства и черчения с тридцатилетним стажем Михаил Плоский. О творческом пути, работе учителя и отношению к современному искусству руководитель школы рассказал в интервью «НТ».

 Как Вы пришли в профессию художника? 

– С детства все чем-то увлечены. У кого-то это стало профессией в дальнейшем, у кого-то нет. У меня свершилось. Так получилось, что к искусству в семье всегда относились с трепетом. Увлечение рисованием  привело к тому, что в 1974 году я был принят в Усть-Лабинскую художественную школу и стал учеником  первого набора. Мой предшественник, первый директор и основатель школы Виктор Михайлович Боритько озвучивал мысль, что наш набор был одним из самых продуктивных и интересных. Абсолютное большинство учеников ушли затем в профессию. Три года в «художке» мне дали очень многое. Затем – поступление в Краснодарское художественное училище в 1977 году. Служба в армии. Имея специальность, идти в вуз на дневное отделение счел нелогичным. И чтобы не быть привязанным к родительскому обеспечению, работал и учился заочно в Кубанском университете на художественно-графическом факультете. Спустя шесть лет, в 1990 году, пошел работать в общеобразовательную школу учителем рисования и черчения и параллельно преподавал в нашей художественной школе, педагогическом училище.

Что Вы думаете о системе художественного образования в России?

– Поступательная, поэтапная система обучения важна в нашей специальности. Это основное отличие еще советской школы. Ведь нигде в мире и раньше, и сейчас в этой профессии нет такого длительного курса обучения – четырехлетнее начальное образование – художественная школа, затем столько же лет в училище  или техникуме и пяти-шестилетнее вузовское образование. Я особенно благодарен училищу. Оно закладывает ремесло и художественные навыки, а вуз потом их оттачивает, доводит до какого-то уровня. Требования в училище были настолько высокими, что получив «два» на  полугодовом просмотре, через полчаса ты мог увидеть свою фамилию в приказе на отчисление на информационном стенде. Со мной на курс поступили 26 человек, а на защиту диплома вышли только 13. Эти достаточно жесткие требования воспитывали дисциплинированность и заставляли  много работать, получать профессиональные навыки.

Уже 15 лет Вы являетесь директором ДХШ. Хватает ли времени на творчество?

– Взяться за кисть могу разве что в летние каникулы или в отпуске. В основном, делаю это, чтобы не потерять квалификацию. Мы, конечно, рисуем, когда идут занятия – подходишь, садишься, помогаешь. Хотя я не сторонник вмешательства в чужую работу. Были случаи из советского периода, когда работы учеников (студентов) отчетливо передавали почерк, авторскую манеру художника-педагога, увлекающегося «правкой» работ своих подопечных.  Получался клон в худшем смысле этого слова.  У нас есть Московская школа акварели Сергея Андрияки, где применяется особый метод – когда дети работают над постановкой, педагог делает то же самое на глазах учеников, чтобы вся аудитория видела процесс. Это идеальный вариант, когда не правишь, а на своем примере показываешь, как это делаешь ты. 

В крае ведется программа по развитию уличного искусства, одним из примеров которого является граффити «Маленький принц», нарисованное в  2017 году недалеко от стоматологической поликлиники. Как Вы относитесь к стрит-арту?

–  Есть примеры очень разные, в том числе и образцы, которые вполне претендуют на это громкое название. У нас, когда мы видим расписанные непонятными надписями чистые стены, к сожалению, чаще всего это можно воспринимать как хулиганскую выходку, заслуживающую административного наказания. Разумеется, если это делается на отведенных зонах, я только «за». У нас были ребята, которые увлекались уличным искусством. Это веяние времени. Граффити применяют, гармонично вписывая в городскую среду. Например, в Москве, когда приближалось 70-летие Победы, на Арбате появился гигантский граффити-портрет с изображением Г.К. Жукова, прекрасно дополняя облик мегаполиса.

Многие школьники, боясь остаться неоцененными в профессии художника,  идут в архитектуру или дизайн. Насколько обоснованы их опасения?

– Да, направление архитектуры достаточно востребовано среди наших выпускников, и мы этому рады, потому как уровень подготовки специалистов в этой области очень серьезный.  Человек, получивший эту профессию, будет элементарно иметь работу и средства  к существованию.  Образовательный потенциал в области архитектурного проектирования держит высокую планку, заданную еще с советских времен. С дизайном дело обстоит сложнее. К этой творческой профессии наше государство достаточно долгое время относилось без должного внимания.

Когда бываю в Москве, традиционно хожу в парк искусств МУЗЕОН, где каждый год наблюдаю выставки художников. Среди  картин есть и откровенный китч, и профессиональные прекрасные работы, которые могут украсить  галерею или частную коллекцию любого уровня. Но востребованность мизерная. В дипломе выпускника нашего профильного вуза написано: «художник-живописец». А что дальше? В недалеком прошлом были художественные комбинаты, например, в Краснодаре на улице Северной, которые обслуживали весь край. Да, художники там выполняли государственные заказы (фрески, мозаики, садово-парковые скульптуры и т. п.), они состояли в штате, получали зарплату (весьма приличную) и были уверены в завтрашнем дне. Я не иронизирую, это действительно так. Ситуация в корне изменилась для людей творческих профессий. Это некое «свободное плавание».

Блиц-опрос

Ваши любимые художники прошлого?

– Как можно быть равнодушным к эпохе Возрождения – работам Леонардо да Винчи, Микеланджело? Это мировая классика. А к русским импрессионистам? К К. А. Коровину, В. А. Серову, И. Э. Грабарю?.. Это отечественная классика.

«Черный квадрат» К. Малевича – что это?

–  Ученики  любят задавать этот вопрос. Я говорю, это  конъюнктура в области менеджмента, арт-рынка. Спокойно отношусь к данному полотну.

Вы работали над иллюстрациями к поэзии А. Блока. С чем это связано?

– Любовь к творчеству Блока началась, когда я оканчивал художественное училище в 1981 году. Тогда отмечали 100-летие со дня рождения поэта. Поэзию я любил всегда, дома была хорошая библиотека с массой литературы, в том числе и томики стихов Александра Блока. Так моей дипломной работой стала книжная графика. Оканчивая КубГУ, решил продолжить эту историю и сделал серию офортов к поэзии писателя (Офорт – это разновидность печатной графики).

Что важнее для становления художника – талант или трудолюбие?

– Научить рисованию можно каждого. Но не всякий станет художником, то есть будет иметь свою манеру исполнения, свое видение. Трудолюбие, усидчивость – эти качества, к сожалению, в настоящее время достаточно редки у детей. А талант или дар – эти понятия очень зыбкие и абстрактные.

Поэтому трудолюбие составляет 99 процентов успеха в искусстве. В изобразительном искусстве, музыке, литературе, в любом направлении, где человек хочет показать себя истинным профессионалом, творцом.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее

Яндекс.Метрика