В этом году ученики начальных классов школ муниципалитета на конкурс «Я - исследователь» представили 57 работ. В прошлом году их было 50. В крае конкурс проводится уже в 14-й раз.
Юные исследователи состязались в трех номинациях: «Естествознание: живая и неживая природа», «Гуманитарные науки», «Математика, физика, техника». В этом году впервые конкурс прошел в формате видеоконференции.
– Для многих участников такое общение представляет некоторые сложности: увереннее и спокойнее дети себя чувствуют, когда видят наши глаза, ощущают непосредственную поддержку взрослого, – рассказала председатель жюри секции «Естествознание. Живая природа» Светлана Орехова. – Бывают и технические сбои в работе Интернета, но опыт учебы и общения в онлайн-формате у школьников есть, они достаточно уверенно справляются с начальным волнением, преодолевают трудности и быстро осваиваются. Все заявленные участники смогли представить и достойно защитить свои труды. В моей секции проигравших не было. Ведь проделать большую работу, защитить ее на серьезном уровне - это уже успех в первых шагах изучения и познания мира, проверка собственных возможностей.
По словам Светланы Ореховой, полученный младшими школьниками опыт открывает возможность для будущего участия, например, во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», который проводит фонд Менделеева. Орден «Леонардо», кстати, в районе есть только у учеников третьей школы.
Дарья Хомутова (руководитель - Ирина Гидзевская) из седьмой школы станицы Воронежской с работой «Выпуск кроссвордов по теме «Бабочки» стала победителем в номинации «Естествознание. Живая природа». Даша изучила массу литературы, выделила особенности проекта. Представила работу смело, уверенно владела терминологией, это вызвало неподдельный интерес всех участников. Ирина Гидзевская давно и успешно готовит ребят к ежегодному конкурсу. У воронежцев есть опыт побед и в мероприятиях краевого уровня.
Алена Макарова (руководитель – Елена Расстегаева) из школы № 20 станицы Ладожской с проектом «А правда ли, что леворукость не является недостатком человека?» - также победитель конкурса. Девочка провела мониторинг учеников школы и выяснила, что левшей в учебном заведении немало. Алена и сама пишет левой рукой. Исследовать, как и в каких сферах состоялись все леворукие выпускники школы - задача следующего этапа проекта, рассказала Алена.
– В нашей номинации представляли работы ученики старшего возраста начальной школы, – комментирует председатель жюри номинации «Математика. Физика. Техника» Алла Стребкова. – Ярослав Тюнин из школы № 26 хутора Заречного показал модель действующего фонтана, созданную в домашних условиях. Варвара Лаева из некрасовской школы № 12 в работе «Цунами - загадка природы» продемонстрировала, как образуется волна, и доступно объяснила природу этого явления. Также призерами стали ученики пятой гимназии. Илья Грачев защищал проект «Мир лего. Все гениальное начинается с игры», а Максим Разинько - «Изучение физических свойств вещества на примере воздушного шарика». Победу жюри присудило гимназисту Артему Топыгову за работу-исследование «Как сноубордист управляет движением» (руководитель Ольга Размочаева). На простейших примерах, доступно конкурсант рассказал о силе трения и тяжести, о других физических явлениях. Школьник владел темой в совершенстве, увлек всех слушателей этим видом спорта. Он сам недавно освоил сноуборд и все, о чем говорил в своей работе, из личного опыта. Артем покорил не только выбором интересной темы, но и продуманной формой защиты своей работы, корректно и грамотно общался, отвечал на вопросы.
– Целый год тренировок дома на баланс борде, конечно, очень помогли, – поделился Артем. – Родители купили его по моей просьбе. Баланс борд – это спортивный снаряд, который развивает координацию, а также тренирует разные группы мышц. Мы всей семьей отдыхаем активно, зимой выезжаем кататься на лыжах. Но меня заворожил сноуборд, решил освоить его. Изучал теорию, законы физики, занимался на борде. И когда первый раз этой зимой проехал с инструктором, все получилось. Конкурсную тему выбрал летом. Решил проверить себя на борде, а потом рассказать об этом как исследователь.
Члены жюри отметили, что уровень подготовки школьников растет, и это радует, ведь номинация очень сложная для учеников начальных классов. Планку конкурсанты вместе со своими руководителями взяли высокую и смогли, приложив усилия и усердие, здоровую любознательность и навыки научно-исследовательской деятельности, показать достойные результаты. Пример совместной работы опытного наставника и пытливого ума ребенка, его самостоятельность и серьезное отношение к выбранной теме продемонстрировали воспитанники педагогов Светланы Кобзевой, Елены Дмитриевой, Аллы Синьшиновой, Валентины Кравченко и Ольги Размочаевой. Участие в конкурсе – это хорошая практика для ищущих и мыслящих ребят и основа их будущих успехов.
Конечно, работы младших школьников - это результат совместного труда родителей, педагога и ребенка. Важно, что, ощущая помощь и присутствие старших, он учится, ищет, мыслит, пробует, делает выводы, работает и развивается сам.
– В районе конкурс «Я - исследователь» состоялся благодаря усилиям опытного специалиста Центра развития образования Елены Петровской, – пояснила руководитель Центра Юлия Езубова. – Елена Николаевна изучила перспективы развития образования, педагоги подхватили и приняли новую идею. Мы вовремя начали, поэтому сегодня имеем хорошие результаты в этом направлении образовательного процесса. Используем возможности и преимущества конкурса как стартовой площадки по формированию интереса к исследованиям у ребят начальной школы.
Сегодня в учебных планах школ у старшеклассников есть обязательный предмет «Проектная деятельность». Они защищают свои работы, и эта оценка идет в аттестат. Такие конкурсы учат не только основам научно-практической деятельности, но и дают необходимый в будущем опыт общения, развивают навыки владения собой, умения пользоваться знаниями, анализировать, рассуждать и отвечать на поставленные во время защиты проекта вопросы, отметила Юлия Езубова.
ФАКТ
Всегда активно принимают участие и добиваются побед в конкурсе «Я – исследователь» ученики второй, третьей, шестой городских школ и пятой гимназии. Среди сельских в лидерах ученики школ № 7, 9, 11, 12, 15,19, 20, 26.
ЦИФРА
12 работ представили на конкурс ученики гимназии № 5. Это максимальное число исследований от одного учебного заведения.
ПЕРСПЕКТИВА
Региональный открытый конкурс «Я - исследователь» пройдет в Сочи в апреле.
«Не включай слабака и прорвёшься»
12:15 11.06.25
Акцент на районы
12:09 11.06.25