Корреспонденты «СН» поговорили с представителем одной из самых древних мужских профессий – кузнецом Виктором Колесниковым. Как объяснил устьлабинец, в настоящее время ковка – скорее творчество, чем необходимость. Но мастер уверен, что груда металла в умелых руках всегда может превратиться в полезную и оригинальную вещь домашнего интерьера.
К созданию изделий из металла Виктор пришел случайно. Молодой человек неоднократно встречал на прилавках магазинов различные кованые предметы и удивлялся их красоте. Представлял, как мог бы использовать их в дизайне комнаты, однако ценники «кусались».
– Поймал себя на мысли: «А ведь и я так смогу!». Это стало толчком на пути к первым работам, – вспоминает он. – Научиться кузнечному делу и художественной обработке металла можно в колледже или вузе, а также перенять опыт у наставника, будучи подмастерьем. Выбрал для себя третий вариант – самообучение.
В Интернете устьлабинец находит информацию по изготовлению любых предметов, в том числе мастер-классы знаменитых кузнецов. Ему интересен опыт не только российских, но и зарубежных профессионалов. С некоторыми из них ведет переписку, узнает тонкости и хитрости своего хобби.
– Приятно наблюдать, когда в социальных сетях под фотографией твоей работы появляется положительный комментарий или оценка. Особенно, если это критика мастера. В такие моменты осознаешь, что никакие трудности не смогут остановить на пути к цели, – признается умелец.
Рабочее место Виктор Колесников создавал с нуля. Свою кузню он расположил в небольшом помещении во дворе домовладения. Все инструменты и стол он изготовил самостоятельно. Для горна, в котором разогревается металл, использовал мотор от старой стиральной машины. При этом очаг горения способен набирать температуру до 1 100 градусов. Из купленных вещей в кузне лишь однорогая 90-килограммовая наковальня с расширенной платформой. Ее конический рог служит для радиусной гибки полос и прутков, а также раскатки и сварки кольцевых заготовок. Цена подобного приспособления в Интернете варьируется от 30 до 60 тысяч рублей. По словам мужчины, качественная наковальня издает высокий и чистый звук при легком ударе молотком, а сам молоток при этом отскакивает со звоном.
Инструменты для ковки Виктор тоже мастерит сам. Сейчас в его арсенале их более трех десятков: кувалды, молотки, клещи и прочие необходимые предметы. Устьлабинец мечтает еще и о кузнечном молоте весом более 90 килограммов. Наличие такого инструмента сократит время работы в разы.
– Молотком ковать изделия приходится в течение 15-30 минут. Молот позволит выполнить те же манипуляции за один нагрев – менее чем за минуту. Кроме того, с его помощью можно контролировать ударную силу и выполнять как ювелирную, так и крупногабаритную работу, – объясняет мужчина.
Время Виктор ценит, однако на свое увлечение его не жалеет. В кузне мастер проводит почти каждый вечер, за изготовлением очередного шедевра незаметно пролетает и выходной день.
Эскизы будущих работ молодой человек не делает. Все изделия – результат фантазии и импровизации.
– Все началось с кашпо для цветов. Это были первые работы. На них потратил пару вечеров, – делится кузнец. – Гнул металл тисками, но со временем узнал о матрицах – специальных формах для дальнейшего зажима. Они существенно сокращают время работы в том случае, если предстоит создать большое количество однообразных элементов: пик, листьев, шариков, завитков, виноградной лозы и других. Кроме того, с помощью матриц элементы будущего изделия получаются одинаковыми, при этом не теряя статуса ручной работы.
Несмотря на то, что сегодня можно без труда купить готовые шаблоны, Виктор предпочитает создавать их собственноручно. Материал для матрицы, как правило, должен быть высокопрочным, ведь ей предстоит неоднократно соприкасаться с разогретыми заготовками, выдерживать удары и зажимы.
Заготовки для будущих изделий мужчина покупает в пунктах приема металла и специализированных базах. Прутья, листы железа, железнодорожные костыли в руках мастера превращаются в подсвечники, фонари, розы и каркасы лавочек.
Работает устьлабинец в двух техниках ковки – горячей и холодной. По его словам, обойтись одной крайне сложно. Порой материал не поддается холодной температуре и попросту ломается. Чтобы довести его до нужной формы, следует предварительно нагреть. Холодная ковка сокращает время работы, а горячая позволяет создавать уникальные изделия.
Любимых работ у Виктора нет. Кузнец считает, что каждая по-своему уникальна и неповторима. Особенно нравится умельцу делать изделия по заказу друзей.
– Товарищ попросил изготовить фигуру рыбака с удочкой. Знакомому, служившему в ВДВ, смастерил декоративное металлическое панно на забор в виде двух самолетов и летящего с парашютом десантника. Большинство работ стали подарками приятелям на праздники и разъехались по всей России, – рассказывает кузнец. – Были и заграничные заказы. Однажды мне предложили изготовить трехметрового баскетболиста из бронзы. Однако был вынужден отказаться, поскольку привык работать исключительно с черными металлами. Цветные требуют изучения особой литературы и существенных денежных затрат. Пока кузнечное дело остается немонетизированным хобби. С опытом Виктор осознал, что себестоимость изделия ручной работы порой превышает цену аналогичного магазинного товара. Самый главный фактор увеличения цены – время.
За пять лет Виктор изготовил фонарь в японском стиле, улиток, букеты камышей и роз, лавочку, декоративные кашпо в виде велосипеда, подсвечники, номерные таблички, ограждения, мангал и множество других изделий. Некоторые композиции устьлабинец повторяет снова и снова, используя при этом разные виды металла, толщину и технику.
В планах у Колесникова участие в кузнечных выставках. При этом, несмотря на большое количество работ, мужчина по-прежнему считает себя учеником.
– Кузнецы не останавливаются на достигнутом. Получившуюся работу хочется воплотить в жизнь еще раз, но уже при других обстоятельствах и с другими инструментами и материалом, чтобы набраться опыта и лучше изучить это искусство, – считает он.
Для придания изделиям долговечности Виктор Колесников покрывает их специальной краской. Чаще всего использует алкидные и масляные эмали, акриловые краски и нитроэмали. Все они делятся на порошковые и жидкие.
Порошковыми красками создается слой напыления, после чего изделие запекается в печи. Этот вид красок удобен для покрытия небольших поверхностей, так как печь ограничивает размеры предметов. Жидкие краски не требуют запекания и высыхают на открытом воздухе.
Просыпаюсь в субботу утром, завариваю чашку кофе и иду на рабочее место. Погрузившись в процесс, не замечаю, что на улице уже стемнело, а кофе давно остыл.
Виктор Колесников
Ежегодная акция стартовала в районе в минувшие выходные
10:56 09.06.25