30 октября свой профессиональный праздник отмечают работники автомобильного транспорта. Накануне этого дня корреспонденты «СН» побывали в старейшей компании района ООО «МПМК-763», осуществляющей поставки и перевозки инертных материалов для строительства дорог на территории Краснодарского края.
Сегодня это одна из крупнейших в регионе фирм, занимающаяся грузоперевозками в сфере строительства федеральных, краевых и дорог общего пользования. В коллективе предприятия работают 28 человек, включая водителей, механиков, подсобных рабочих, бухгалтеров и других. А автопарк состоит из 20 единиц транспорта: специализированные, легковые и вспомогательные автомобили, служба техпомощи, бензовозы, подъемный кран.
С 2017 года МПМК-763 возглавляет молодой директор Александр Одеколонов, сменивший на посту своего отца Сергея Одеколонова. В 2015-м Александр окончил автодорожный факультет политехнического университета в Краснодаре по специальности «Строительство автомобильных дорог, мостов и аэродромов».
– Вначале был помощником механика, старался вникнуть во все детали процесса. Ездил к заказчикам, искал новые объекты. Набравшись опыта, решил и сам встать у руля, – говорит Александр Сергеевич. – Работа у нас интересная, ответственная и глобальных масштабов. Сотрудничаем с крупнейшими организациями, например, нашими заказчиками выступают Министерство транспорта РФ и управление «Дон-Кубань Строй». На протяжении многих лет поставляем материал для строительства и ремонта федеральных трасс М-4 «Дон», «Кавказ», «Краснодар – Новороссийск», «Джубга – Сочи».
Сейчас известная российская компания «Донаэродорстрой», которая вела строительство М-4 «Дон», прокладывает дорогу на Дальнем западном обходе Краснодара. Это сооружение, начинающееся от М-4 в станице Динской, будет идти на трассу «Таврида» к крымскому мосту через весь край. За два года поставили на объект сыпучих инертных материалов более чем на 300 миллионов рублей.
Работа в дорожной строительной отрасли кипит круглый год. Соответственно, и сотрудники МПМК-763 без дела не сидят никогда, говорит директор. Единственный период, выбивающийся из общего ритма, это новогодние праздники и зимнее межсезонье, когда нельзя вести работы на замерзших либо, наоборот, раскисших дорогах.
– В такое время решаем другие задачи, нас привлекают на заготовку инертных сыпучих материалов для дальнейшего использования, допустим, изготовление асфальтобетонной смеси, товарного бетона, – объясняет Александр Одеколонов. – Своим слаженным коллективом дорожим. Специалисты грамотные, подкованные и в технических, и в юридических вопросах. Несмотря на сложное экономическое положение в стране, заработную плату удается выплачивать стабильно и без задержек.
Конечно, у предприятия есть и свои сложности. Например, испытываем кадровый дефицит молодежи. По законодательству, чтобы посадить водителя на автопоезд, он должен иметь категорию допуска к грузовому автомобилю, проработать на нем несколько лет и получить категорию Е. Бесплатно сейчас этому никто не учит, а выучиться на две-три категории обойдется примерно в 50 тысяч рублей. Где взять эту сумму молодому человеку? А водителя без опыта сажать за руль нельзя.
Еще одна проблема, с которой МПМК-763 столкнулась, как и все российские предприятия, это скачок цен из-за санкций на автомобили, горюче-смазочные материалы, шины и все комплектующие.
– Сами автомобили подорожали с 10 до 17 миллионов рублей. За последние три года успели купить шесть новых машин в крупной лизинговой компании, – рассказывает руководитель. – Сеть поставок запасных частей налажена на протяжении многих лет. Кроме того, сервисное обслуживание проходим у официальных дилеров в Краснодаре. На всех грузовиках стоят тахографы, закрепленные в федеральной системе спутниковой навигации ГЛОНАСС.
В планах – развиваться и не останавливаться на достигнутом. Поздравляю всех автотранспортников с наступающим праздником, желаю здоровья, выдержки и терпения, так необходимых на дороге.
44-летний Алексей Деньщиков из Воронежской работает в МПМК-763 водителем-бригадиром второй год, а за рулем находится уже полжизни – более 20 лет. Имеет все категории, кроме Д. Сегодня он управляет автомобилем «МAN» с полуприцепом. Гигантская техника способна перевозить грузы весом 45-47 тонн.
Застать на месте передовика практически невозможно, с раннего утра до позднего вечера он в дороге. По словам Алексея, его рабочий день начинается в пять утра, а нередко – в три или четыре. Уже в семь нужно быть на карьере, чтобы успеть загрузить песок, щебень или гравий.
– Чаще всего маршрут лежит в Краснодар на Западный обход. Бывает, возим материал в соседние районы и другие города по краю, например, Славянск-на-Кубани. За день наматываешь от 400 до 800 километров. А за месяц в зависимости от интенсивности и дальности можно накатать до 14 тысяч, – делится водитель. – Давно привык жить в дороге, самое сложное – это сохранять внимательность, расслабиться нельзя ни на минуту. Много дерзких лихачей на трассе, новичков за рулем. Превышают скорость, обгоняют, подрезают, не включают указатели поворота. Ошибаться нельзя, ведь цена ошибки – зачастую человеческая жизнь. Машина тяжелая, быстро остановить ее невозможно.
Даже во время погрузки водителю большегруза не до отдыха. Важно проконтролировать процесс, чтобы материал разместили равномерно и правильно. От этого зависит, как машина будет вести себя на проезжей части.
Заработной платой Деньщиков доволен. Однако для того чтобы получить хорошую прибыль себе и предприятию, нужно смириться со сложным графиком, объясняет он. Рабочий день длится до 10-12 часов.
– Бывает, и в час ночи возвращаешься на базу. Здесь же и ночую, домой попадаю редко, стараюсь не терять времени, а больше отдохнуть. Да и машина оборудована спальным местом для таких случаев, – рассказывает он.
Один день в неделю – субботу – каждый водитель МПМК отводит на обязательное обслуживание своего железного напарника, и Алексей не исключение. Помыть, смазать, проверить ступицы, колеса, продуть воздушные фильтры – полностью подготовить автомобиль к следующей трудовой неделе.
– Не делать этого нельзя, ведь машина кормит меня и семью, – продолжает мужчина. – Несмотря на то, что живу за рулем, по несколько часов в дороге проводить сложно. Поэтому не обойтись без остановок. В это время можно попить чаю, пообщаться с ребятами, если едем вдвоем-втроем друг за другом, размяться. Осмотреть колеса, нет ли повреждений. Да и в пути всегда на связи. В машине есть рация, этот атрибут часто выручает. Общаемся не только между собой, но и с незнакомыми водителями на фурах и тонарах. У кого-то ящик с инструментами открылся, у кого-то колесо пустое. В таком случае всегда предупреждаем.
Мне нравится быть в постоянном движении. Не зря говорят: «Движение – жизнь». Машина поехала, колеса закрутились – значит, пошел заработок. Знаешь, что на другом конце пути люди ждут груз.
Водительский стаж заместителя бригадира 61-летнего Мурата Зеушева составляет четыре десятка лет. Это наследственное, делится мужчина. Водителем в колхозе всю жизнь проработал отец. По его стопам пошли все четыре сына, начали водить большегрузы.
– Когда у меня спрашивают, почему еще на трамвай и троллейбус категорию не открыл, говорю, что на «привязи» не могу ездить, – улыбается Мурат Юрьевич.
В МПМК он трудится четвертый год, водит автомобиль «DAF». В управлении новой машиной сложностей нет. Говорит, единственное, к чему сначала пришлось привыкать – это к ненормированному рабочему дню.
– Так как живу в Адыгее, то домой добираться долго и неудобно. Стараюсь выкроить время раз в две недели, – делится передовик производства. – Семья ждет меня с нетерпением. Каждое возвращение – это праздник. Недавно отметил с родными день рождения. Приехал после работы, а дома уже стол накрыт.
Как и коллега, Мурат Зеушев соглашается, что самое сложное в дороге – сохранять внимательность и выдержку.
– Когда еду по свободной трассе, и никто не мешает, то включаю любимую музыку и наслаждаюсь видами за окном. Но иной раз приходится и понервничать, проезжая через населенные пункты, – рассказывает он. – Всегда гладко не бывает, но у каждого водителя есть свои профессиональные секреты, как избежать неприятных ситуаций на дороге. Очень важно правильно снимать напряжение. Если чувствуешь, что начало клонить в сон, то лучше остановиться и отдохнуть минут 20, выпить кофе, размяться. А потом бодрым – снова в путь. В каждой работе бывают свои сложности. Я же от своего труда получаю удовлетворение. И это выражается не только в хорошей зарплате, но и в осознании того, что приносишь пользу людям.
СПРАВКА
История усть-лабинского предприятия берет свое начало еще в Советском Союзе. В 1950-х было создано СМУ-6, затем переименовано в МПМК-763. Постепенно в нем менялись руководители и юридические названия организации. Одним из руководителей МПМК-763 был Юрий Одеколонов. В 1994 году Юрий Васильевич умер, а организация спустя три года обанкротилась. В конкурсном производстве ее выкупил сын Сергей Одеколонов, начавший восстанавливать территорию. Преобразованную в августе 2000 года компанию в память об отце он назвал ООО «МПМК-763».
Сергей Гольштейн: о профессии, которая возвращает к жизни
08:00 15.06.25
«Не включай слабака и прорвёшься»
12:15 11.06.25
Акцент на районы
12:09 11.06.25