Накануне Всемирного дня рукоделия корреспонденты «СН» встретились с мастерами декоративно-прикладного искусства, чтобы узнать, что их вдохновляет.
О Елене Штанько «СН» писала два года назад. Рассказывать о том, как сегодня развивает свое мастерство, 57-летняя устьлабинка начала с воспоминаний о детстве.
Спицы в руки Лена впервые взяла в семь лет.
– Захотела связать кукле одеяло, – вспоминает женщина. – Тетя показала, как набирать петли, дальше все постигала сама. Шить научилась, потому что портниха испортила прекрасный отрез на пиджак. Решила, что сама сделаю. В то время стал доступным иностранный журнал с понятными и модными выкройками, по ним учились многие сверстницы. Потом увидела у знакомой сумку красивого и не известного мне плетения. Оказалось, это макраме, и освоить его, со слов хозяйки модной вещи, нелегко. А раз так, значит, буду осваивать. Трудности только подстегивают меня к изучению нового. Сидела в библиотеке, штудировала журналы «Работница» и «Крестьянка» и научилась.
Профессионально освоила она вышивку и валяние из шерсти. Последнее увлечение вот уже 12 лет является основным делом мастера.
– Когда шесть лет назад попала под сокращение и вышла на пенсию, это занятие спасло меня от тяжелых мыслей, – рассказывает женщина. – Оформилась как самозанятая. Сегодня покупатели за моими изделиями приезжают со всей страны. А недавно немцы купили две пары сапог и остались в восторге.
В начале пути Елена перелопатила Интернет: какая бывает шерсть, как строить шаблоны, как рассчитывать процент увеличения, что такое кардочес. Первый заказ шерсти получила с Троицкой камвольно-суконной фабрики и сваляла внуку тапочки. С них и пошло дело. Теперь мастер может изготовить все – от украшения до пальто и обуви, работает только с обработанным войлоком.
Штанько уточняет, что даже тапки мюли можно делать по-разному и времени потратить от недели до месяца. Идею авторского варианта надо выносить, обдумать, даже во сне иногда бесценные мысли приходят.
– За эти годы создала свой войлок, – добавляет горожанка. – Он должен быть гладкий, ровный, ворсинки четко переплетены друг с другом. На это времени уходит не два часа, как пишут в Интернете.
Елена охотно учит технике валяния, проводит мастер-классы и марафоны. Часто делает это бесплатно на базе открывшегося в библиотеке коворкинг-центра или по-простому центра совместной работы. Желающих попасть на них всегда много. После занятий слушатели уходят с готовыми изделиями: сумочки, косметички, елочные игрушки, одежда для кукол. В апреле мастерицу пригласили провести мастер-класс на телеканале «Кубань 24».
Есть у Елены Штанько мечта – открыть клуб, чтобы делиться опытом и приобщать людей разного возраста к полезному и увлекательному занятию.
Жительница хутора Болгова 60-летняя Ольга Черникова тоже известна нашим читателям. О ней районка рассказывала четыре года назад. Тогда корреспондент спросила о планах на будущее. Ольга поделилась желанием попасть на выставку прикладного искусства, чтобы показать свои работы, посмотреть других мастеров, освоить что-то новое. Ей было важно признание коллег и мнение людей. Мечта сбылась: Ольга Викторовна тесно сотрудничает с местным культурно-досуговым центром, представляет поселение на районных смотрах и фестивалях, побывала уже в краевом центре, Атамани. Это приносит ей радость и дает силы для воплощения будущих планов. Когда рождается новая идея, то процесс от замысла до готовой формы захватывает ее полностью, даже болезни отступают. А от хандры и скуки и воспоминаний не остается.
Тяга к рисованию и оформлению помещений у девочки была с детства.
– По натуре я художник, – говорит Черникова. – Вязать и шить в семье умели и мама, и бабушка, и тетя Оля, в честь которой меня назвали. Любовь к прекрасному, к постоянному самосовершенствованию передалась от дедушки, известного в Болгове учителя Николая Моисеевича Авраменко. Он всегда обращал мое внимание на детали, учил видеть во всем смысл и развивал образное мышление.
Работы Ольги Черниковой в этом году на фестивале-конкурсе народных традиционных обрядов и фольклорной песни «Традиции живая нить» были отмечены в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
– Там была представлена лишь небольшая часть моей коллекции, – говорит мастерица. – Занялась этими видами рукоделия в 2018 году, когда вышла на заслуженный отдых. Пенсия – время для развития, освоения нового.
Ольга бывший библиотекарь, но бывших культработников не бывает. Она и сегодня охотно делится секретами мастерства и сама постоянно учится. В 2021 году Черникова дважды была отмечена дипломами I степени Международного заочного конкурса «Восхождение творческих звезд» за наряд для куклы, связанный крючком, и роспись по дереву.
На пенсии селянка освоила хохломскую и городецкую техники росписи по дереву: украшает матрешек, шкатулки, разделочные доски, вяжет крючком салфетки, скатерти и кукол. Недавно попробовала вязание джутовой лентой: теперь в ее коллекции более десятка разновидностей корзинок, ковриков, шкатулок.
За две недели Черникова связала пару осетинских кукол в национальных костюмах. Каркас изготовила из металлической проволоки, внутри формы синтепоновый наполнитель, дальше – фантазия мастера.
– Как только появляется лицо куклы, уже знаю, как ее назову, – продолжает мастерица. – Так было и в этот раз, молодые Гюзель и Аваз получились на славу. Когда изучала костюмы для кукол, заинтересовалась историей этого красивого и гордого народа.
К районному празднику в честь Дня народного единства у мастера готова еще пара кукол. Это казак Ванюшка и казачка Настюшка.
– На одном из краевых фестивалей познакомилась с коллегой из другого района, мастером по изготовлению обереговых кукол, и сама загорелась, – продолжает хуторянка. – Освоила технику, изучила виды и историю их появления, сегодня уже провожу мастер-классы.
В ноябре Ольгу Викторовну ждут в одном из детских садов Краснодара. В группе своего пятилетнего внука она расскажет об этом народном промысле, научит ребят делать разные виды кукол. А в доме-музее Дончакова рукодельница готовит к показу свою персональную выставку.
Работы мастер долго не хранит, дарит людям, если видит интерес. Отдавать, считает женщина, полезнее для души.
В культурно-досуговом центре станицы Воронежской Елена Аверина работает почти десять лет заведующей детским сектором. Здесь смогла реализовать и развить свои творческие способности: освоила бисероплетение, сегодня в ее коллекции кроме множества детских поделок есть иконы, куклы из разных материалов. В ДК Елена создала и кукольный театр.
Аверина потомственная казачка. Говорит, от одной бабушки переняла навыки к вышивке и рукоделию, от другой – страсть к пению.
– Вязать научилась в детстве, – говорит Аверина.- Сколько себя помню, всегда что-то мастерила, всю родню обеспечивала носками и кофточками. Кукла из папье-маше, первая из поделок на этом месте работы, стала универсальной. С нее детский театр и начинался. У куклы несколько костюмов, их тоже сама шила, в зависимости от сценария это доктор Айболит или дед Мазай.
Есть тут Петрушка с подружкой Акулиной Ивановной и целый театр других «артистов». За годы работы всех и не сосчитать. Постановка воронежских ребят на краевом конкурсе клубных учреждений в прошлом году заняла второе место. Ширмы и декорации тоже выполнены руками мастерицы. Она уточняет, что из кусков и лоскутков можно сотворить что угодно, главное, работать с душой и фантазией, тогда и выйдет красиво.
Пятилетний сынишка Елены Викторовны ребенок закулисья. На выступлениях он всегда с ней и коллективом. И если старшая дочь не унаследовала творческие таланты мамы, или пока не проявились они в ней, то сын уже демонстрирует способности, ловит все, чем живет и увлекается мама. Аверина уверена, есть кому дело передать.
Во время пандемии культработники из Воронежской аудиторию не растеряли. Проводили мастер-классы в социальных сетях. Школьники и детсадовцы – самая дружная армия подопечных Авериной и ее коллег.
Последнее увлечение Елены – «шуршащее творчество» – изделия из талаша.
– Сама вырастила в огороде кукурузу в этом году, – продолжает станичница.- В работу идут и початок, и листья. Сыну в детский сад надо было принести поделку. Сделала сначала одного зайку, а затем и компанию ушастых. Один на балалайке играет, другой пляшет. Смастерили для них домик, а в нем и самовар поставили. Сынуля помогал, как мог. Так и сказку новую придумали, и героев своими руками смастерили. Ребенок вместе проведенные в труде или творчестве минуты запомнит надолго и навык рукоделия приобретет. Тут и народные традиции передаем, и воспитываем.
У Авериной рукоделие и творческие способности, а она поет в аутентичном народном фольклорном хоре «Кубанцы-Воронцы», дополняют друг друга. А когда призвание и работа совпадают, это уже счастье, уверена женщина. Веселый нрав и жизнелюбие – это тоже наше, казачье, говорит культработник
– Казаки – народ энергичный, талантливый и трудолюбивый, – уверена она. – Детей к труду и своему укладу приучали с раннего возраста. Поэтому сохранили традиции и сейчас бережем их. Мы росли в этой среде и впитывали умения все делать своими руками, создавать настроение и щедро делиться хлебом и песней. На том казачья культура и держится.
Сергей Гольштейн: о профессии, которая возвращает к жизни
08:00 15.06.25
«Не включай слабака и прорвёшься»
12:15 11.06.25
Акцент на районы
12:09 11.06.25