Евгений Горбенко с детства мечтал стать космонавтом, но в итоге стал летчиком и 35 лет посвятил работе на воздушных судах. Как складывалась карьера, рассказал корреспондентам «СН».
– В детстве мечтали стать космонавтом и даже написали письмо Алексею Леонову. Что было в нем?
– В то время почти все советские мальчишки грезили о космосе, и я не был исключением. Рос спортивным мальчишкой, но на качелях укачивало. Тогда и написал письмо Леонову с просьбой дать совет, как справиться с кинетозом (так на научном языке называется патологическая реакция организма на непривычное движение), но ответа не получил. Не расстроился, понимал, что главная задача – побороть синдром. В подростковом возрасте укачивать перестало, решил к тому времени стать пилотом самолета или вертолета.
– Где учились летному делу?
– В 1982 году поступил в Армавирское летное училище. Но как только меня зачислили, бросил училище. Дисциплина была строгая, а мне бы на выходных домой, на танцы ходить, да девчонкам на гитаре играть.
Вернувшись в Железный, быстро понял, что совершил ошибку. В том же 1982 году поступил в техническое училище города Троицка. Получил диплом по специальности «Техническая эксплуатация самолетов и двигателей». По распределению попал в Тюмень, где проработал пять лет. В мои обязанности входило предполетное обслуживание самолетов и вертолетов – заправка и осмотр всех систем перед отправкой в небо.
– А как же мечта о полетах?
– Тянуло в небо, поэтому переучился на бортмеханика. Он входит в летный состав экипажа. В Тюмени в этой должности проработал два года, а потом перевелся в Краснодар.
– Летали за рубеж?
– Да, но на вертолетах. Занимались перевозкой оборудования для строительства золотодобывающего завода в Папуа – Новая Гвинея. Удивила разница в уровне развития больших городов и отдаленных населенных пунктов.
Поразил Сингапур. В 1996 году он уже был весь из сияющих высоток и бизнес-центров. Удивил город и тем, что в нем почти полностью отсутствовала преступность – наказание за совершенное преступление могло быть вплоть до смертной казни. Гуляли по городу с коллегами свободно и даже прошлись по торговым центрам. Помню, купил жене шелковый халат, похожий на кимоно, и видеокамеру. В России такие вещи в то время было найти сложно.
– Была ли возможность кадрового роста?
– Предпочитал менять специализацию, поэтому в 1998-м отучился на бортоператора. Отвечал за координацию действий командира экипажа. Должен был видеть и передавать ему все, что происходит внизу – монтажные работы, трелевка (транспортировка поваленных деревьев), тушение в зависимости от того, какую работу выполняли. В состав экипажа вертолета входит шесть человек: командир, второй пилот, бортинженер, штурман и два бортоператора.
– С 2004 по 2008 год служили в авиации МЧС России. Почему перевелись?
– Пригласило руководство, так как к тому времени имел большой опыт в тушении пожаров. Самый масштабный случился на нефтезаводе в Волгограде. Помню, тогда по 250 сливов делали. Каждый по пять тонн воды.
– В тушении каких крупных пожаров приходилось участвовать?
– В составе команды авиации МЧС тушил лесные пожары по всей стране. Несмотря на то, что работа была сложной, огонь всегда получалось остановить. Труднее всего работать в горах. Важно было точно сливать воду на очаг возгорания. Мешал ветер, который там часто меняет направление.
– Сейчас Вы на пенсии, скучаете по небу?
– В 2015 году из-за проблем со слухом оставил работу. Поначалу думал, «налетался», тоски не будет. Но стоит увидеть в небе самолет или вертолет, вспоминаю и, конечно, скучаю.
Сергей Гольштейн: о профессии, которая возвращает к жизни
08:00 15.06.25
«Не включай слабака и прорвёшься»
12:15 11.06.25
Акцент на районы
12:09 11.06.25