Он состоялся под командованием Александра Васильевича против десятитысячной конницы ногайского Тав-Солтана на реке Лабе, в урочищах Керменчик и Сарычигер 1-2 октября 1783 года.
На Куликовом поле русичи под командованием князя московского Димитрия Донского впервые разгромили Золотую Орду, это всем известно. А то, что точку в этой тяжелой многовековой борьбе с последним осколком Золотой Орды поставил москвич Александр Суворов, и именно на этом поле у валов Керменчика-на-Лабе, знает только узкий круг военных историков.
Ногайскую конницу, последний осколок татарской Золотой Орды, в Керменчик привел темник Ногай, по его имени эту татарскую конницу и стали называть. В сентябре-октябре 1783 года состоялся поход объединенных русских войск под командованием Суворова и донского казачьего атамана Алексея Иловайского против ногайцев. В истории этот поход назван «Закубанским».
Необходимо отметить, что даты 1 и 2 октября соответствовали летоисчислению 1873 года. С 1 января 1700-го император Российской империи Петр I ввел европейский новый стиль, согласно которому в 2023 году это числа 14 и 15 октября.
Какие события предшествовали этому сражению, описано у историка XIX века академика Петра Буткова, а также советских историков Тамары Феофилактовой и Виктора Соловьева.
Очень высокая достоверность в изложении событий конца XVIII века мною обнаружена в открытых интернет-ресурсах в фундаментальной научной работе Петра Буткова «Материалы для Новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год, часть II». В этом обширном научном исследовании приводится подробная карта всего Закубанского похода, начиная с 27 сентября по 10 октября 1783 года. И что самое ценное, об этом писал современник Александра Суворова буквально «по свежим следам».
Эта находка позволила мне написать весьма достоверную работу с многочисленными иллюстрациями. При этом использовались карты XIX века и современная карта Усть-Лабинского района.
Суворов начал поход скрытно от современного Славянска-на-Кубани (в то время крепости Копыл) 27 сентября 1783 года. Пройдя около 80 верст, 29 сентября Александр Васильевич вышел к урочищу Карт-кешу (восточная окраина станицы Воронежской).
По договоренности к пойменному лесу напротив устья реки Лабы к полководцу должен был привести десять конных полков казаков донской генерал-майор Алексей Иловайский.
30 сентября отряды Суворова и Иловайского соединились на месте сегодняшнего Усть-Лабинска и двинулись вверх по правому берегу Кубани к урочищу Токус-тобе (восточная окраина Усть-Лабинска), пройдя шесть верст.
Солнце клонилось к закату, когда войско тремя колоннами начало крутой спуск в пойменный лес Кубани. Ширина Кубани в месте переправы составляла 80 саженей (около170 метров), глубина – около двух аршин (140 см).
Описание переправы кубанским историком, боевым офицером Советской армии Виктором Соловьевым по книге «По следам Суворова»: «Войскам предстояло решить сложную задачу – глубокой осенней ночью незаметно для ногайцев перейти Кубань, которая в это время хотя и обмелела, но была еще достаточно глубока и, как всегда, бурлива. Пехотные роты получили приказ раздеться донага и передать свою одежду специально закрепленному за каждой ротой эскадрону кавалерии. Затем по команде офицеров солдаты подошли к воде. Видя черную, страшную воду, они торопливо крестились и, подняв над головой ружья с патронными сумками, спускались в холодную воду. Взвод за взводом во главе со своими капралами и сержантами, нащупывая ногами неровное дно, шли к невидимому во мраке ночи противоположному берегу. Местами вода доходила солдатам до плеч, малорослым приходилось довольно трудно.
Для уменьшения напора воды чуть выше по течению реки переправлялась кавалерия. Эскадрон за эскадроном, сотня за сотней спускались с плато, пройдя лес, приближались к переправе. Лошади, слыша шум воды, нервно передергивали ушами, отфыркивались, втягивая трепещущими ноздрями сырой воздух, но, получая сильные удары плеткой или шенкелями, присаживались на задние ноги, сползали в воду и, осторожно переставляя ноги по дну, шли к противоположному берегу. Еще выше по реке переправлялась артиллерия. Пороховые заряды из ящиков были вынуты и розданы драгунам, которые, держа их в руках, перевезли через реку.
Противоположный берег, за которым начинался широкий луг, крутой, а грунт очень твердый, поэтому для подъема на берег специально было сделано три въезда. Тяжелые артиллерийские лошади осторожно спускались с пушками и зарядными ящиками в воду. Некоторые боялись холодных струй, но ездовые яростно хлестали их плетками, направляя к противоположному берегу. Лошади, дружно натягивая постромки, подтаскивали пушки к самому берегу, где специально выделенная пехотная рота с помощью канатов выкатывала пушки на сушу…».
Суворов послал все казачьи полки впереди корпуса, как знатоков степной войны, имеющих вековой опыт борьбы с набегами кочевников. Вначале путь пролегал по открытой местности, поросшей кое-где кустарником, а затем войска вышли к болотистой лощине, по которой протекал Малый Зеленчук, речка небольшая, но довольно извилистая, с топким дном. Тут при переправе потеряли много времени, пока перетащили буквально на руках артиллерийские орудия. Вскоре головной дозор казаков наткнулся на караул ногайцев, которые беспечно спали вокруг затухающего костра. Казаки так ловко связали их арканами, что никто из караульных не смог дать сигнал тревоги. Пленных сразу же доставили к Лешкевичу. Беглый допрос показал, что ногайцы стояли вдоль Лабы, начиная от городища Керменчик и вверх по Лабе верст на десять. Суворов принял решение послать степью к Лабе все казачьи полки, чтобы отрезать ногайцам путь к горам. Отряд Лешкевича пошел к меотскому городищу Керменчик.
С рассветом по пушечному выстрелу казаки и драгуны пошли в атаку. Среди ногайцев началась паника: кричали воины, ревел скот, с диким ржанием скакали лошади, хлопали выстрелы. Но вскоре Тав-Солтан и его мурзы сумели организовать несколько сильных очагов сопротивления. Ногайцы огородились кибитками и стали отстреливаться. Для их подавления потребовалось подвезти артиллерию.
Тав-Солтан пошел на прорыв. Пользуясь малочисленностью русской пехоты, он прорвал кольцо окружения и ушел вверх по Лабе. Бой в урочище Керменчик закончился к десяти часам утра. Вся степь протяжением в десять верст вдоль правого берега Лабы была покрыта брошенными кибитками, между которыми валялись казачьи и драгунские лошади, а изредка и люди, уткнувшие головы в землю.
После короткого отдыха донские полки и драгуны, перейдя на левый берег Лабы, преследовали мятежников до самых лесов, отбивая угоняемых ими пленников. На другой день все войска возвратились к Керменчику. «Одни сутки решили все дело», - писал позже Суворов.
Операция, блестящая по скрытности и внезапности, увенчалась полным успехом, и ногайская конница как военная сила, постоянно угрожавшая южным землям России, перестала существовать.
Завершив Закубанский поход, Суворов возвратил корпус на правый берег Кубани и стал бивуаком на месте нынешнего центра Усть-Лабинска. Здесь корпус Суворова стоял на отдыхе со 2 по 7 октября 1783 года.
Сергей Савенко, краевед, член Русского географического общества
МНЕНИЕ
Бережно храним мы историческую и родословную память наших семей. Да и как можем строить будущее, если не сохраним память о прошлом. Необходимо объединить усилия общественности и руководства района для сооружения и установки памятного знака у автодороги «Усть-Лабинск – Некрасовская – Новолабинская» на ответвлении дороги на хутор Болгов – станица Некрасовская.
На памятном знаке должна быть карта-схема сражения и слова: «Здесь 1 октября 1783 года произошло сражение объединенных русских войск под командованием А. В. Суворова и донских казаков атамана А. И. Иловайского с 10-тысячной ногайской конницей». Кстати, 1 октября 1783 года – это дата за день до праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Кроме того, ежегодно необходимо совершать поход по местам сражения 1 октября 1783 года. Нужно, чтобы в нем участвовали казаки и учащиеся казачьих и кадетских классов школ Усть-Лабинского района. В Центре детского отдыха «Тополек» об этом походе следует показать короткометражный фильм. Все это будет способствовать реализации военно-патриотического воспитания молодежи и сохранению памяти о ратных победах предков.
Сергей Савенко