В честь пятидесятилетия Байкало-Амурской магистрали рассказываем об устьлабинцах, принимавших участие в строительстве.
Родом Нина Павловна и Михаил Федорович из разных районов Забайкальского края. Познакомились и поженились в Краснокаменске в 1971 году. Нина работала зубным техником, а Михаил электриком. А уже в 1976-м молодые энтузиасты решили отправиться на строительство Байкало-Амурской магистрали, которому посвятили 10 лет жизни.
Прочитав в газете, что в Бурятии приступили к возведению Северобайкальска, Аксеновы решили внести свой вклад в строительство и поехали на большую стройку вместе с трехлетней дочерью Мариной. В перспективе планировалось создать на Байкале курортную зону. Современный населенный пункт должен был появиться на участке, проходящем по берегу Байкала близ мыса Курлы.
– Сначала это был временный поселок, который, как и будущий город, назывался Северобайкальск. А когда появились первые пятиэтажки, поселок поменял свой статус на городской, – вспоминает Нина Аксенова. – Все жили в вагончиках, в том числе и мы. Он был разделен на две половины – для разных семей. Посередине печка для обогрева батарей и выход. Чуть позже муж сделал к вагончику деревянную пристройку под кухню. Так и прожили там год, а потом купили небольшой деревянный домик. Работала в зубном кабинете медсестрой, а муж электриком. В то время как раз строили причал, а он подключал электричество на объектах. К причалу подходили баржи, которые следовали с юга на север.
В 1978 году тяжело заболела мама Нины Аксеновой. Супругам пришлось на время оставить Северобайкальск и уехать в Забайкалье. Через три года у них родилась младшая дочь Наталья. А в 1985-м Аксеновы снова вернулись на БАМ. Однако рабочих мест в Северобайкальске на тот момент не оказалось. Тогда Нина и Михаил отправились в поселок Таксимо в Бурятии. C 1982 года это был один из центров строительства Байкало-Амурской магистрали.
– Таксимо рассматривался как потенциальный центр стройиндустрии на севере Бурятии. Поэтому рабочих рук и специалистов для обслуживания инфраструктуры не хватало, – рассказывает Нина Павловна. – Там устроилась зубным техником. Правда, зубопротезного кабинета при районной больнице не было. Пришлось мне его оборудовать самостоятельно, закупать инструменты, материалы, мебель. Муж продолжил работать электриком. Награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Аксеновы получили двухкомнатную квартиру в двухэтажном деревянном доме, а потом семья переехала в трехкомнатную.
– Квартира была теплая и уютная. На улице морозы порой достигали под 60 градусов. Но организации и детские сады продолжали работать, – говорит собеседница. – Закроешь полностью лицо, одни глаза видны. Ресницы мгновенно становились белыми. Волосы у лица покрывались инеем – прямо как Снегурочка из сказки. Одевались соответственно климату – теплые шубы, шапки-ушанки, унты, валенки. Спасало то, что сильного ветра не было – от него защищала тайга.
Когда старшая дочь окончила школу и решила поступать в институт, в 1991 году семья переехала в Иркутскую область к родственникам. Выйдя замуж, Марина тоже отправилась трудиться на БАМ вместе с супругом.
– Через некоторое время они переехали на Кубань в Усть-Лабинск. Сменить место жительства в 2000 году решили и мы. Так и остались в этом небольшом уютном городе, – объясняет Нина Аксенова. – Но БАМ вспоминаем до сих пор. Часто по ночам снится красивая природа – высокие горы, хвойные леса, где собирали грибы и ягоды. Золотую осень в тайге забыть невозможно. А еще дружные люди, которые нас окружали. Многонациональная молодежь примерно одного возраста – русские, буряты, латыши, украинцы, белорусы и другие. Романтики, легкие на подъем. Умели и работать, и отдыхать. В местном клубе дети и взрослые участвовали в художественной самодеятельности, устраивали дискотеки. Жили одной большой семьей в атмосфере взаимовыручки. Она проявлялась во всем.
Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Входит в число крупнейших железных дорог мира, общая длина – 4 324 километра. Из них более 1 000 километров – почти четверть пути – проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Магистраль пересекает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России, семь горных хребтов и 11 крупных рек. В разные годы на всем протяжении БАМа построено восемь тоннелей, 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.
В станице Кирпильской продолжается ремонт мотобольного поля
08:00 15.02.25