31 мая – день рождения велосипедного спорта. В преддверии праздника корреспонденты «СН» встретились с устьлабинцем Дмитрием Рощиным, не представляющим жизни без двухколесного друга.
На вопрос «Когда впервые сел на велосипед?» 62-летний устьлабинец с улыбкой отвечает: «Езжу, сколько себя помню». Дмитрий Рощин вспоминает, что в детстве родители из-за его высокого роста не стали покупать трехколесный велосипед. Он сразу сел на двухколесный и… поехал.
– Но не все было так гладко, равновесие-то держал, но вот от столбов, которые вырастали передо мной, как грибы после дождя, уворачиваться не умел, – рассказал устьлабинец. – Наверное, не было в округе ни одного столба, в который бы я не врезался.
Но увлечение так захватило мальчишку, что уже в семь лет в компании старшего брата и его друзей отправился на велопробежку до станицы Воронежской.
– Поспевать за ребятами было сложно, но старался не отставать. Поездка стала мотиватором в освоении велосипеда. С того момента начал профессионально заниматься велоспортом.
Впервые на гоночный велосипед Дмитрий сел в 1969 году, когда пришел заниматься в секцию общества «Пищевик». Но спортивная карьера была недолгой. Тогдашнее руководство сочло, что велоспорт – дорогое удовольствие.
– Мне сказали, что проще купить мяч за два рубля для целой команды, чем велосипед одному спортсмену за 150 рублей, – пояснил Дмитрий Рощин.
За четыре года, что профессионально занимался, чемпионом не стал, но определенных высот в спорте достиг. Участвовал в многочисленных гонках и первенствах края по велокроссу, соревнованиях в Одессе. В 1973 году Рощин выполнил норматив кандидата мастера спорта на модели ХВЗ В-555 «Старт – Шоссе». Этот велосипед до сих пор хранится в коллекции Дмитрия, которую он собирает более 30 лет.
Велосипедный спорт один – из дорогостоящих. И дело не только в стоимости двухколесных машин, часто изготавливающихся под заказ за границей, а в организации соревнований. В велопробегах кроме участников задействуют сотрудников ГИБДД, медиков, механиков и других специалистов.
Но любительский велоспорт доступен практически каждому, уверен устьлабинец. Дмитрий Рощин настоятельно рекомендует молодому поколению крутить педали.
– Велосипед – отличный тренажер, считает он. – Во время движения задействовано большое количество мышц, стимулируется работа сердца, путешествуя, есть возможность наслаждаться картинами природы.
Но велоспорт травмоопасен, поэтому надо быть максимально осторожными на дороге, да и водители автомобилей не всегда внимательны к людям на двух колесах. Нет в Усть-Лабинске и специальных велодорожек, но Дмитрий Рощин надеется, что мэрия определит места для их прокладки.
Несмотря на завершение спортивной карьеры, Дмитрий не оставил двухколесного друга пылиться в гараже. Говорит, что не представляет жизни без велосипеда. В 1989 году «СН» рассказывала о велопробеге в Севастополь в преддверии Дня Победы, руководителем которого был Рощин. На этом Дмитрий не остановился. На велосипеде он объехал десятки городов, а любимым маршрутом стала дорога на Порт Кавказ и Крым.
Не оставил Дмитрий и юношескую привычку вести велосипедный дневник. Раньше это было необходимое условие для посещающих секцию, сегодня – способ архивировать историю велопутешествий. В дневнике спортсмен указывает дату и дистанцию, которую проехал, погодные условия, показатели артериального давления и пульса.
В 62 года Дмитрий Рощин ежедневно крутит педали, а если погода не позволяет, выручает велотренажер.
Как и у многих спортсменов, у Рощина есть кумиры – люди, на которых хотел бы равняться. Один из них заслуженный мастер спорта СССР Гайнан Сайдхужин. Гордится Дмитрий Рощин и другом Борисом Петровым, который в 65 лет за сезон выполнил объем тренировочной работы в 27 тысяч километров.
По признанию Дмитрия Рощина, велоспорт для него давно не просто увлечение, а образ жизни с присущими ему динамизмом и драйвом.