За 20 лет работы в сельскохозяйственной отрасли Геннадий Кожевников прошел путь от механика бригады до технического директора предприятия «Рассвет», входящего в группу компаний «Прогресс Агро». Последние четыре года он отвечает за все техническое оснащение предприятия. В его подчинении – сотни человек: инженерно-технические работники, ремонтники, электрики, строители, механизаторы, рабочие и водители. О том, как связал свою жизнь с аграрной отраслью и какими принципами руководствуется в работе, Геннадий Николаевич рассказал корреспондентам «СН».
– Что входит в зону ответственности технического директора?
– Хотя должность представительская, но забот немало – проверить хозяйства в районах, выехать в сервисные центры. Кроме всего – командировки по стране. Поэтому отдыхать некогда, особенно во время посевной, когда часто приходится бывать на полях предприятия. В зону моей ответственности входит все, что касается сельхозтехники и автотранспорта. Именно технические специалисты совместно с исполнителями приводят технику «Рассвета» в работоспособное состояние. Техническая дирекция решает расширенный спектр вопросов от ремонта и обслуживания техники до проведения строительных работ, контроля и поддержания электрообеспечения производства и многое другое. Дел хватает, ведь в «Рассвете» – порядка 420 единиц автотранспорта, более 500 единиц самоходной сельхозтехники и полторы тысячи различной прицепной и почвообрабатывающей.
– Как пришли работать в «Рассвет»? С чего все началось?
– Родился в Орловской области, а моя супруга – на Кубани. Мы учились в Орловском сельскохозяйственном институте, там и познакомились. Она окончила экономический факультет, а я – инженерный. Время было тяжелое – середина 1990-х годов. В тот период сельское хозяйство в центральной полосе приходило в упадок. Перспектив практически никаких, а я с детства мечтал посмотреть, как живут на Кубани. Помню, когда был школьником, у нас на орловщине говорили, что Краснодарский край – это что-то далекое. Через много лет дипломированным инженером приехал на Кубань. Увидев, что здесь функционирует добротная техника, был немало удивлен. Ведь в 1990-х холдинги практически не развивались, сельскохозяйственный бизнес только начинал зарождаться, но здесь видел перспективы для себя в профессиональном плане.
Начал работать в бригаде механиком в колхозе станицы Новолабинской, тогда еще отдельном хозяйстве ЗАО «Рассвет». Через год стал инженером в том же хозяйстве. Затем мой предшественник – технический директор Борис Генрихович Поликин – пригласил на должность инженера по эксплуатации техники уже всего агрообъединения. В этом статусе был до 2017 года, а четыре года назад меня назначили техническим директором «Рассвета».
– Трудно ли было в начале работы без опыта, знакомств, да еще и в чужом краю?
– Нет, потому что у меня уже был опыт. Во время учебы ежегодно проходил сельхозпрактику в хозяйстве Орловской области: был и комбайнером, и трактористом. Кроме того, почему вообще выбрал профессию, связанную с сельским хозяйством? Отец был коммунистом и директором колхоза в Орловской области, поэтому у меня закалка с детства. Вырос в деревне, видел, как папа руководит коллективом, какие-то лидерские нотки замечал с малолетства. Постоянно ездил с ним на УАЗике по колхозу. Уверен, что у того, кто вырос на селе, есть огромные преимущества для работы в сельском хозяйстве. Это мой случай. А еще, конечно, обязательно должна быть любовь к своему делу, иначе ничего не добьешься. Да, пришлось начинать в чужом регионе, проявлять себя, показывать свою компетентность, располагать к себе, но прошел этот путь. Сложности есть всегда, но они должны быть обязательно, потому что без проблем мы расслабляемся. Когда черная полоса чередуется с белой – это нормально. Такая «зебра» держит в тонусе.
– Нравится работать с людьми в качестве директора? Вы лидер по натуре или никогда не мечтали стать руководителем?
– Никогда не ставил цели занять кресло руководителя. Но хотел заниматься именно той профессией, на которую учился. Всегда подчеркиваю, что я инженер. Конечно, стараюсь вникать в агрономию, в основы бухгалтерского учета, экономику. У руководителя множество тем, которые необходимо изучать. Строители, газовики, аварийные службы – все у нас. Считается большим преимуществом, если ты работал в компании продолжительное время до того, как возглавил коллектив. Например, человеку не из нашей сферы сложно разобраться в организационных направлениях хозяйства. Специалисту «со стороны» при любой задаче необходимо обзвонить подчиненных, собрать информацию, определиться с направлениями, согласовать решение и тогда уже выполнять.
Периодически объезжаем с сотрудниками подразделения и видим, в каком техническом состоянии находится оборудование. Несмотря на то, что хозяйство очень большое – оно находится на территории пяти районов, и от одного до другого края 180 км - мы успеваем регулярно посещать все объекты. При объездах многие рабочие моменты бросаются в глаза и врезаются в память, поэтому для решения части вопросов не нужно никому звонить. Я в курсе дел, не теряя времени, даю команду выехать на место. Во время уборки урожая сотрудники технической дирекции каждый день объезжают хозяйства. Сам же езжу по субботам и воскресеньям. В основном посещаю подразделения, где наблюдаются просадки.
Основной показатель оценки специалиста – работа должна быть выполнена достойно. Слесарь, тракторист или шофер – неважно. Если взялся за дело, то должен выполнить его до конца, чтобы люди остались довольны.
– Расскажите, как управляете сотрудниками. Каковы основные принципы?
– Главный принцип – качественный результат труда. Но поломки есть всегда, хотя оборудование не ломается само. Его выводят из строя люди. Персонал многочисленный – за всеми не уследить. Взять того же механизатора. Мы не можем знать, как он эксплуатирует машину в поле. Да, есть система ГЛОНАСС на каждом комбайне. Она регистрирует скоростной режим. Но как работник тронулся, как он остановился, как ямку переехал? Вот этого мы не видим. Человек он может и хороший, но ездит плохо. Как директор отмечаю, конечно, и достижения. Если сотрудник заслуживает, то его важно похвалить или премировать.
– Как прошел предыдущий сложный год?
– Прошлой весной, когда началась пандемия, коллеги стали выбывать из строя: кто-то болел, кто-то вынужден был сидеть на карантине. Из пяти человек в отделе осталось двое. Им приходилось охватывать все направления. Под конец года ощутил, что некоторые детали упустил. Находясь в должности четыре года, уже научился отрабатывать упущения. Но 2020 год показал, что охватить все направления очень сложно. Периодически меняется законодательство, требования ГИБДД, Гостехнадзора, Ростехнадзора. В этой связи мы также должны вносить изменения в наши положения. Стараюсь контролировать те процессы, которые завязаны на моей дирекции, но каждый из них должен быть распределен по сотрудникам. С меня – контроль и направление, по возможности, помощь и консультации.
– Какие новые решения вместе с коллегами реализовали за последнее время в сфере технологий?
– Совместно с директорами сервисных центров Николаем Федоровым, Юрием Паниным и Валерием Масюкевичем постоянно следим за сельхозрынком, прогрессом в профильной области. В растениеводстве по прицепной и почвообрабатывающей технике всегда советуюсь с директором по растениеводству «Рассвета» Дмитрием Дубовиковым. В направлении автотранспорта прорабатываем вопросы с Валерием Романцовым. В такой команде единомышленников решаем вопросы обновления парка техники. Ищем высокотехнологичные машины, более энергонасыщенные и производительные. Есть программа модернизации, рассчитанная на пятилетку. Годовые планы регулярно пересматриваем. Мониторим лучшие образцы техники, оборудования, новые рынки. Следим за усовершенствованием комбайнов. Например, два года назад закупили комбинированный культиватор для обработки почвы, который позволил провести существенную экономию средств за счет удаления лишней операции. Предыдущим агрегатом работать по полю приходилось в три «следа», то есть три раза. Отсюда экономия ГСМ и соблюдение временных рамок по технологии, ведь никто не отменял агрономические сроки сева, подготовки почвы и другие процессы.
Рассмотрели возможности приобретения энергонасыщенного свеклоуборочного комбайна. Он позволил ограничить заезд автомобилей КамАЗ на поля, так как это нарушает структуру почвы, уплотняет ее. После чего землю тяжело пахать, изнашиваются плуги и увеличивается расход топлива. Теперь видим эффект от данного выбора. Плюсы не сразу ощущаются, а со временем. Сохранение структуры почвы дало результат. Наше решение оказалось эффективной мерой.
Также силами технических специалистов «Рассвета» буквально изобретены пневмоходы – разбрасыватели удобрений. Один разработан на базе УАЗа, другой – ЗИЛа. И здесь выгода для хозяйства существенная. Раньше такие машины приходилось нанимать.
На данный момент порядка 80 процентов работ по ремонту самоходной техники проводим сами, в том числе на тракторах иностранного производства. Если раньше те же двигатели перебирали в фирме в Краснодаре – а речь идет о суммах стоимости ремонта 1-1,5 миллиона рублей – то сейчас она выходит на 400-600 тысяч рублей. В любом случае мы развили этот опыт и навыки. Это практика, заложенная моими предшественниками, за что большое им спасибо.
– Каковы планы на ближайшее время?
– Много целей и желаний в работе и семье. Хочется, чтобы больше внимания оказывали техническим специалистам. На мой взгляд, их труд подзабыт, хотя основные виды работ делают именно технари. 90 процентов задач не решается без них.
В перспективе – обновление парка техники хозяйства и мастерских. Сложно достигнуть больших высот, делая это малыми объемами. Следующий пункт – это инновации. Ставлю задачу идти в ногу со временем, следить за прогрессом, изучать новые технологии, оборудование и технику.