В мае этого года родственники и многочисленные благодарные ученики отметили 110-летие со дня рождения жителя хутора Болгова Николая Моисеевича Авраменко. Каким он был, чем руководствовался в работе и почему память о нем живет, в материале нашего корреспондента.
Замечательный человек и прославленный педагог Николай Авраменко восемнадцатилетним парнем начал свою трудовую деятельность учителем начальных классов в Болгове. Через два года – переезд в Азербайджан, где обучал молодежь в фабрично-заводской семилетней школе. Его педагогический стаж – более полувека, а количество учеников и последователей и подсчету не поддается.
Николай – младший сын в многодетной крестьянской семье, родился в селе Штурбино Республики Адыгея в 1911 году. Еще до революции семья перебралась на Кубань. В хуторе Новоекатериновка под Болговым построили хату, обзавелись хозяйством. Здесь Николай встретил свою судьбу – девушку Дашу. Дарья Тихоновна стала верной спутницей жизни, вместе они воспитали шестерых детей.
Парень отлично окончил среднюю школу в Ладожской, куда ходил пешком из своего хутора в любую погоду. Однажды вьюжной зимой сбился с пути и стал замерзать. Еле живого в сугробе его по торчавшим валенкам случайно заметили проезжавшие мимо мужики. Это был первый раз, когда судьба спасла Николая, послав добрых людей по дороге, где он умирал в снегу. С детства у мальчишки большое стремление к получению знаний, хотя никто особо не заставлял его учиться. Став учителем, он с таким же чувством ответственности и строгости вкладывал знания в учеников. На тяготы и трудности Авраменко как в молодости, так и в зрелые годы не обращал внимания.
В Азербайджан молодая семья с первенцем поехала не от хорошей жизни: голодно было на Кубани. Там еще раз Авраменко понял, что такое вовремя получить помощь и тем самым сохранить жизнь. По ложному доносу его должны были арестовать, но участковый милиционер, не застав никого дома, ушел. А когда узнал, что это дом молодого, но уже уважаемого людьми учителя, сам сообщил ему о доносе и приказал срочно уезжать. Семья вернулась на родину, где Николай продолжил учительствовать. Записи в трудовой книжке ветерана можно объединить в две графы. Первая: учитель, директор в школах Братского и Болгова, вторая: преподаватель военного училища. Великая Отечественная война внесла свои коррективы. С октября 1941 года Николай – курсант военно-пехотного училища Северо-Кавказского военного округа. Программа подготовки ускоренная, знания и довоенный педагогический опыт парня были отмечены руководством, с марта 1942-го молодой лейтенант уже преподаватель училища. Затем до 1946 года он преподавал в Краснодарском пулеметно-минометном училище, в школе отличных стрелков-снайперов при Закавказском и Одесском военных округах. Училища готовили стрелков непосредственно для фронта. Здесь пригодились знания географии и топографии. Свой вклад в общую победу Николай Моисеевич внес, обучив снайперскому мастерству несколько сотен солдат. В училище произошел третий случай, когда мужчина вспомнил и поблагодарил судьбу за чудесное спасение. Он с курсантами во время перерыва стоял под деревом. Шли бои за Кавказ, обстрелы и налеты были неожиданными, укрыться зачастую люди не успевали. И вдруг какая-то сила заставила его отойти в сторону, а через секунду туда, где стояли солдаты, упал снаряд. Всю жизнь помнил мужчина эти моменты, не мог забыть тех мальчишек-курсантов и грозовое время войны.
В победном 1945-м Николай поступил на заочную форму в Краснодарский пединститут по специальности «Естествознание и география» и всю жизнь по сентябрь 1983-го учил ребят. Менялись названия и номера школ, должности, расширялся перечень предметов и дисциплин, которые он преподавал, советское государство близилось к распаду, но неизменным оставался честный и открытый путь человека и учителя Авраменко. Имя, дела и добрая слава педагога с большой буквы живут и сегодня в памяти хуторян и всех его учеников.
– Советская школа неизменным принципом ставила наряду с получением качественных знаний формирование всесторонне развитой и самостоятельной личности. Сегодня можно спорить о плюсах и минусах педагогики, но проверенным временем остается одно: качество знаний давали на высоком уровне в любой, даже хуторской школе, а об атмосфере настоящей требовательности, взаимоуважения, ответственности и общего равенства, которая царила в школах того времени, можно не только по-доброму вспоминать, но и многое рационально применять сегодня, – уверена Надежда Косова, воспитанница Николая Моисеевича.
Она учитель математики с 44-летним стажем. Надежда Дмитриевна и сегодня продолжает трудиться. Ее выбор не случаен. Многие тогда мечтали работать в школе, а поступить в вуз сложно, был высокий престиж профессии в обществе. Учитель в школе и вне ее был авторитетом, особенно на селе. Вся его жизнь – на виду земляков, он пример, ему ведь детей доверяли.
– Наш Николай Моисеевич в работе был требователен и принципиален, а в жизни – отзывчивый и душевный человек. Благодаря таким педагогам мы смело поступали и достойно учились в лучших институтах страны, – заявляет Косова.
Она не представляет себя вне профессии, охотно учится и применяет новое и прогрессивное, но в основном живет и работает так, как учили. А сегодняшние методы образования всегда соразмеряет и проверяет, используя опыт лучших своих учителей.
С мнением педагога согласна внучка Авраменко Ольга Черникова.
– У дедушки с бабушкой жила с трехлетнего возраста и все школьные годы, пока родители были на стройках Западной Сибири и Севера. Дед преподавал в моем классе химию и географию. Его уроки помню, как будто это было вчера. Умел не только требовать, но и заинтересовать нас. Трудные моменты сопровождал познавательной историей, рассказом о том, как сам постигал этот материал. Памятью обладал замечательной, любую тему раскрывал легко, ясно и четко, и это передавалось нам. Все страны и столицы мы знали и находили на карте мгновенно. Те, кто пошел учиться дальше после школы, всегда с первого раза поступали в институты. Такую базу давали в нашей обычной школе, – говорит Черникова.
В школе Болгова старожилы рассказывают, что всех учеников Николай Моисеевич, несмотря на строгость, любил, называл мои «юные географы», «юные химики». Причем отношение к ученикам и к своим детям или внукам, которые учились в школе, было одинаковое: строгое и требовательное. Никого не выделял, не было у него любимчиков. Если Авраменко хвалил, то это было для ребят лучше самой высокой оценки.
Ольга сейчас проживает с семьей в доме, построенном дедом. Часто, приходя в огород, вспоминает историю, как он невольно ее к физическому труду приучил, хотя хотел наказать за провинности.
– Дедушка меня, да и всех нас – внуков, никогда не бил и не ругал. Как-то пообещал мне, что возьмет крапиву, которую не успел выполоть в огороде, и настегает за невыученный урок. А надо было сдавать ему таблицу Менделеева. Очень зубрить не хотелось, и я придумала выход, как мне казалось, идеальный. Вырубила всю крапиву и пошла гулять, не доучив последние элементы таблицы. Дед пришел, спросил именно ту часть задания, которую я не сделала, отправил учить до поздней ночи. А за работу в огороде похвалил, – с теплом и слезами на глазах делится воспоминаниями женщина.
Система образования в СССР называлась народной. Педагог Николай Авраменко, сам выходец из простой бедной семьи, все силы и знания отдавал воспитанию достойной смены своего народа. В этом было его призвание и смысл жизни.
Общий педагогический стаж учителя Авраменко – более 52 лет, четыре из них приходится на работу в военных училищах в период с 1942 по 1946 год. За подготовку военных стрелков, пулеметчиков и снайперов в годы ВОв он награжден медалями «За оборону Кавказа» в 1944 году и «За победу над Германией» в 1945-м, а также памятными юбилейными медалями в послевоенное время. Деятельность Николая Моисеевича на учительской ниве отмечена медалью «За трудовые отличия». Фамилия ветерана увековечена на Доске памяти болговской средней школы № 24.
Как найти информацию о воевавших родственниках в Интернете
www.podvignaroda.ru – электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
www.obd-memorial.ru – обобщенный банк данных о воевавших, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.
www.pamyat-naroda.ru – банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны.
www.moypolk.ru – сведения об участниках Великой Отечественной войны, в том числе тружениках тыла – живых, умерших, погибших и пропавших без вести.
www.dokst.ru – сведения о погибших в плену на территории Германии.
www.polk.ru – информация о советских и российских солдатах, пропавших без вести в войнах XX века.
www.pomnite-nas.ru – фотографии и описания воинских захоронений.
https://ru.stsg.de/cms/node/11118 – немецкая онлайн-база данных военнопленных.
https://arolsen-archives.org/ru/ – архивы Арользена. В онлайн-базе содержится часть имен жертв нацистских преследований. В том числе тех, кто был угнан на работы в Германию.
Ежегодная акция стартовала в районе в минувшие выходные
10:56 09.06.25