Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Как морские истории помогают учителю вернуть интерес школьников к географии

Рубрика: Люди
16:53, 18 Августа 2021

18 августа географы отметят профессиональный праздник. Ностальгия по школе и контурным картам привела на встречу с бывшим моряком, ставшим учителем географии, Александром Карякиным. О перипетиях жизни и службы и любви к новой профессии – в материале корреспондентов «СН».      

Задолго до школы

Александр Карякин  не сразу стал учителем географии. Да и Усть-Лабинск не является родиной мужчины. Знакомство с географией произошло еще в детстве. Маленький Саша жил с родителями в Тобольске.  Лучшими его друзьями были книги о путешествиях. Он зачитывался историями Жюля Верна, Майн Рида и Фенимора Купера.

Когда пришло время выбирать профессию, твердо решил посвятить себя морю.

– После восьмого класса отучился в Тобольском мореходном училище и поступил в Новосибирский институт водного транспорта. Учеба была заочной, что позволяло работать на флоте. Трудился на судах «река-море». Поставляли грузы и обслуживали постройку газопровода, – рассказал Александр.

Флоту мужчина посвятил около восьми лет. В основном моряки ходили по северным морям – Карскому, Баренцеву, Восточно-Сибирскому. Экипаж, по словам Александра, был небольшой, возможности выйти на берег не было. Максимальное время, проведенное мужчиной в море, – восемь месяцев.

На суше Александра ждали родные. Во время разлуки у моряка родился сын. Увидел его отец только, когда мальчику исполнилось два месяца.

– Жена окончила  заочно Уральский политехнический институт по специальности «Промышленное гражданское строительство». Редкие встречи заставили ее отправляться в навигацию вместе со мной. Беременная вторым ребенком она окончила курсы рулевого моториста  и вышла в море, –вспоминает Александр.

Мужчина признается, что байки о том, что женщина на корабле к беде, никогда его не пугали. По словам Александра, женщина на судне нужна. Ведь оно является домом для моряков много месяцев, а без хранительницы очага бывает крайне сложно.

Под властью обстоятельств

Выходил в море Александр вплоть до распада Советского Союза. Оставшись без работы, в 2000 году Александр с семьей приехал к родственникам в Усть-Лабинск. Карякиным понравились местный климат и природа. Решили остаться в маленьком городке. Жизнь закипела, а работа нашлась новая. 

Учителем географии мужчина становиться не планировал, так сложились обстоятельства. Профильный морской вуз так и не окончил, из-за распада Союза перспектив в старой профессии не видел. Поступил в Уральский государственный педагогический университет, где набирали курс по специальности «Экология». Лишь на третьем курсе Александр узнал, что в дипломе будет запись: «Учитель».  С 2012 года мужчина преподает географию в 36-й городской школе.

Востребованность науки

Учитель Карякин сетует, с каждым годом заинтересованных его предметом школьников становится меньше. Увлеченность книгами о приключениях и далеких странствиях в век цифровых технологий отошла на второй план. 

– Да и путешествия сейчас стали скорее пляжными. Все стремятся к комфорту и белому песку, – говорит учитель. – Мало тех, кто приезжает на отдых с палатками, поднимается в горы и изучает местную флору и фауну. Сейчас все больше исследуют сувенирные лавки и места развлечений.

У Александра пятеро внуков. Мужчина наблюдает за подрастающим поколением и старается прививать им любовь к географии и биологии.

Но есть среди школьников и те, кому география близка. Со своими учениками Александр принял участие в экологическом проекте от фонда «Вольное Дело». Ученики восьмых, девятых и десятых классов побывали в Кавказском биосферном заповеднике.

На личном примере

Заинтересовать предметом школьников Александру Карякину помогает личный фотоальбом. Мужчина приносит на уроки географии снимки, сделанные во время навигации в море, рассказывает истории из экспедиций и делится воспоминаниями от общения с представителями разных народов.

– Когда школьники спрашивают меня о пище, преобладающей на Севере, вспоминаю историю про «живой» рис. Однажды в чуме угостили, как мне показалось, отварным рисом. Не успел задаться вопросом о том, откуда он в тундре, как заметил, что блюдо движется.  Это оказались личинки оленьего овода. Отказываться было нельзя, пришлось отведать богатую белком пищу.

Такие тонкости редко найдешь в учебниках, да и подача информации там иная. Куда занимательней слушать реальные истории из жизни учителя-путешественника, моряка, ставшего географом.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее

Яндекс.Метрика