В преддверии нового учебного года корреспонденты «СН» поговорили с заместителем начальника районного управления образованием Натальей Тимониной об итогах проведения ЕГЭ-2023 и порассуждали о причинах сильных и слабых результатов школьников по определенным предметам.
– Наталья Васильевна, какие результаты показали усть-лабинские выпускники по ЕГЭ в сравнении со среднекраевыми данными?
– Во-первых, сразу отмечу, что общий районный балл у нас находится примерно в середине краевого рейтинга. Из поводов для гордости можно выделить профильную математику, которую сдали выше среднекраевого уровня. Такое у нас бывает редко. Балл по краю составляет 55,6, а наш 55,8. Традиционно хорошо написали химию. Результат наших ребят почти на два балла выше краевого, на три балла – по английскому языку, на шесть – по литературе. Из того, что не получалось ранее, почти на балл выше среднекраевого сдали обществознание, информатику – почти на шесть баллов выше. Объясняем это тем, что по информатике повысилась мотивация детей к изучению этого предмета. Потому что сейчас информационные технологии и связанные с ними профессии вызывают у молодежи большой интерес. Через средства массовой информации постоянно слышим, что нужны специалисты-айтишники. Плюс к этому в районе ведется профориентационная работа. Соответственно, увеличилось и количество школьников, которые решили сдать этот предмет.
Есть хорошие результаты и в части высокобалльников. По ряду предметов их число выросло. Например, по русскому языку в прошлом году было 22 процента высоких баллов, в этом году 23. По профильной математике в прошлом году 4,1 процента, в этом – 7,1. Хотя все отмечают, что профильная математика в этом году была сложная. По обществознанию было 15,9 процента, стало 18,9.
– Благодаря чему стобалльники достигли хороших показателей?
– У нас четыре стобалльника по трем предметам – русскому языку (лицей), химии (гимназия № 5) и литературе (гимназия № 5 и школа № 6). В достигнутых высоких результатах надо отметить их учителей. Например, в пятой гимназии выпускников готовила к экзаменам преподаватель Ирина Китаева, на счету которой рекордное количество стобалльников – восемь человек. В этом же учреждении сразу два учителя занимались с Данилой Воликом, получившим максимальный балл по химии. Один предметник вел в его классе уроки, другой – дополнительные занятия. В шестой школе стобалльника подготовила не менее опытный педагог Гульнара Боткина, приехавшая к нам из Томской области по программе «Земский учитель».
– Были ли какие-либо новшества в части проведения единого госэкзамена?
– Несмотря на то, что ЕГЭ сдаем уже 20 лет, все время происходят какие-то изменения и в процедуре проведения экзамена, и внутри самих котрольно-измерительных материалов. Идут различные усложнения в части обеспечения объективности. Экзамен всегда проходит в определенных пунктах, под видеонаблюдением находятся все работники и дети в аудиториях. Материалы распечатываются непосредственно в аудиториях и раздаются ребятам. После того, как работы написаны, их сканируют и отправляют в региональный центр обработки информации. У нас нет доступа к этим материалам, и мы обеспечиваем полную объективность результатов. Можем быть уверены что это действительно показатель того, каков уровень подготовки наших учеников. Есть изменения в части процедуры проведения экзаменов в форме ЕГЭ. Например, в этом году одна из новых форм была применена при сдаче информатики. Ее писали не вручную, а с помощью компьютеров, что логично. И результаты достаточно хорошие.
– По каким предметам и почему более слабые результаты?
– Не ожидали, что в этом году напишем ниже среднекраевого балла ЕГЭ по физике (на три балла ниже) и по биологии (на 0,6 балла) – предметы, по которым всегда были неплохие результаты. Сейчас анализируем причины. Одна из причин, наверное, самая главная – большая проблема с кадрами. Учителей физики не хватает.
Многие педагоги ушли из школы из-за преклонного возраста. Молодых специалистов, к сожалению, недостаточно. Такая же ситуация с учителями биологии, химии и по другим предметам. Поэтому нагрузка повышенная, и преподаватели ведут большое количество часов, это не может положительно сказываться на результате.
– Как решается кадровая проблема в районе?
– Сегодня прилагаем все силы на привлечение новых специалистов, в том числе и земских учителей. В этом году в школы придут три таких педагога. Также открываем педагогические классы, в этом году более 100 учеников будут учиться в педклассах. В прошлом году впервые провели профильную педагогическую смену, чтобы заинтересовать детей профессией. Выпускникам 2023-го выдали 13 целевых направлений на обучение по педагогическим специальностям. Работаем с вузами. То есть, используем все возможности, чтобы привлечь кадры. Но эта работа перспективная и долгая. Предстоит трудиться в усиленном режиме, прежде чем молодежь придет на смену и начнет работать в полную силу.
– В чем кроются причины неуспеваемости школьников?
– Чтобы ребенок достиг высокого результата, должно быть несколько слагаемых. Тут недостаточно стараний одного учителя или желания ученика. В первую очередь важно мастерство педагога, главная задача которого научить ребенка учиться. Ведь бывает, что преподаватель в совершенстве знает свой предмет, но не может передать эти навыки школьнику. Второе слагаемое – это труд и желание ребенка. Если он хочет, но не делает, то ничего не получится. Либо трудится под напором родителей. А вот когда он хочет, прилагает усилия, у него есть хороший наставник, который поможет и подскажет, тогда и будет заметный результат. В большинстве своем ребята не понимают, зачем им стараться. И сами родители рассуждают, мол, пойдет поступать на платное отделение, получит диплом и устроится ко мне в КФХ либо другой семейный бизнес. Это неправильный подход. Не значит, что все ребята должны сдавать ЕГЭ на 100 баллов, но получить 60-70 по силам каждому. И уж тем более не должно быть неудовлетворительных результатов.
Кстати, в этом году в 11 классах без аттестатов в районе остались четыре человека. Один взрослый из вечерней школы, два ученика, не сдавших профильную математику, будут ее пересдавать в сентябре, одна ученица решила обойтись без пересдачи и на базе девятого класса поступила в среднее профессиональное образовательное учреждение.
У нас тесная связь с вузами Краснодарского края и Адыгеи, чтобы ребята понимали, где они могут учиться и какую специальность получить. Конечно, хочется, чтобы потом они вернулись в наш район работать. Поэтому профориентируем их в основном на профессии, которые нужны на территории муниципалитета. Если школьник заранее знает, кем он хочет стать, то будет стараться достигать высоких результатов по определенным предметам.
Наталья Тимонина