Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Истории профессионального становления из уст педагогов школы № 28 хутора Калининского

Рубрика: Образование
11:30, 03 Сентября 2023

Продолжаем цикл публикаций, приуроченных к Году педагога и наставника. В этот раз корреспонденты «СН» поговорили с учителями начальных классов школы № 28 хутора Калининского Натальей Гладышевой и Галиной Чернышовой. 

Без портфеля 

Первые воспоминания о школе  Натальи Гладышевой совсем не похожи на эмоции большинства сверстников. Шестилетняя Наташа очень расстроилась, когда ее в школу отдали, а рюкзак не подарили. 

– В советские годы детей принимали в школу с семилетнего возраста, а мне исполнялось семь только через 27 дней с начала нового учебного года. В общем, была шестилеткой, и в первый класс меня не записали. Родители уговорили директора принять, но он поставил условие – если программу за первый месяц усвою, оставит, нет – обратно в детский сад. Так я пошла в школу с шести лет, – вспоминает Наталья Гладышева. – Росла любознательным ребенком, поэтому от учебной программы не то что не отставала, а была одной из самых активных учениц класса. Вскоре стала полноценной первоклассницей. Ничто не омрачило бы моей радости, если бы не отсутствие рюкзака. В то время их вручали на выпускном в детском саду всем ребятам, которые шли в школу. Но я записана не была, поэтому портфель не получила. Купить его было не так просто, и тогда соседская девочка отдала мне свою папку. Ходить с ней было обидно. Через месяц родители все же отыскали ранец. Чувствовала тогда себя самой счастливой, но долго еще помнила ту папку.  

Наталья Алексеевна пошла в школу в 1970 году. Училась в старом здании, пока в 1973-м не построили новое. Занятия шли в две смены, так как здание было небольшим – всего четыре кабинета. Ученики средних и старших классов приходили на занятия к 8:00, а начальная школа – к 12:00. Но маленькая Наташа была у кабинета уже в 11:00. Ждала, пока у старших закончатся уроки, чтобы первой зайти и разложить тетради, учебники и карандаши. 

– Училась хорошо и уже с первого класса представляла, каково это вести уроки, ставить оценки и заходить в учительскую за классным журналом, – поделилась Наталья Гладышева. – В старших классах желание стать учителем было уже осознанным. Многие советские девчонки мечтали стать учителями, но я понимала, что быть педагогом – это дар. Можно на «отлично» знать свой предмет, но не суметь донести знания, а можно сделать так, что твои уроки станут любимыми. Наверное, это качество и отличает настоящего учителя. Мечтала стать именно таким педагогом. 

Методы Гладышевой

В 1980 году Наталья Гладышева поступила в Серовское педагогическое училище на воспитателя.  По окончании два года работала в детском саду в хуторе Калининском. В те годы сельские детские сады, скорее, выполняли функции присмотра за малышами, поэтому будущий педагог была несколько расстроена. Говорит, не хватало возможности вести развивающие занятия.  Когда Наталью Алексеевну пригласили вожатой в школу № 28, согласилась. 

– В 1989 году мне впервые дали классное руководство, параллельно училась в университете на учителя начальных классов, – продолжает педагог. – Учителем всегда была строгим, требовательным, но честным и справедливым. Мои ученики знали, что за невыполненное домашнее задание «двойку» не поставлю, но к следующему уроку он должен будет выполнить новое и предыдущее задания. Не позволяла списывать домашнее задание из Интернета. Помню, как один из учеников попытался это сделать, но поняла это сразу. Метод решения, который использовал, мы не проходили.  Конечно, он мог и сам прийти к верному ответу, поэтому решила проверить. Попросила еще раз выполнить «домашку» на доске – не получилось. Честно сознался, что «скатал» из Интернета. Договорились, что больше он так делать не будет. Всегда повторяла ребятам, если что-то не поняли, могут подойти после уроков, вместе разберем. 

Не позволяла учитель и самоутверждаться за счет друг друга. Чтобы подобного не происходило, с первых дней работы в школе относилась к ученикам одинаково, независимо от их успеваемости или поведения. Конфликтные ситуации, если и возникали, решала наедине с теми учениками, между которыми произошла ссора. Наталья Алексеевна отметила, что гордится тем, что ее ребята всегда были дружны. 

– Не обходилось и без забавных ситуаций, – добавила Наталья Гладышева. – Помню, как на уроке в первом классе спросила у ребят, как называют детеныша собаки? Дружно ответили: «Щенок». Потом спросила, как называют детеныша волка. На что тоже ответили верно: «Волчонок».  Решила спросить, что посложнее – как называют детеныша овцы? Ребята долго думали, а один из учеников поднял руку и сказал: «Васька». Оказалось, у него дома жил ягненок с такой кличкой. 

В этом году Наталья Алексеевна выпустила последний четвертый класс и ушла на заслуженный отдых. Но, как и прежде, придет в школу на праздничную линейку первого сентября, но теперь не как учитель, а как гость. 

Настояла бабушка 

Галина Чернышова в школьные годы мечтала стать медсестрой, но бабушка настояла на профессии учителя. Так в 1990 году она поступила в Усть-Лабинское педагогическое училище. Но даже будучи студенткой, признается, не была уверена, что станет работать в школе. Все изменила учебная практика. Ее Галина проходила в первой городской школе. 

– Помню, как готовилась к первому уроку. Понимала, что буду проводить  занятия у учеников начальных классов, которые привыкли к своему педагогу, оттого и переживала. Но волнения оказались напрасными. Ребята были внимательными и старательными. А эти детские глаза, которые смотрят на тебя в момент, когда выставляешь оценку! Разве можно остаться равнодушной, – говорит Галина Чернышова. – Нравилось и то, как преподавали учебный материал в училище. У меня математический склад ума, но в студенческие годы любимым предметом была литература, которую вела Юлия Анатольевна Лось. На уроках проводили глубокий анализ прочитанного произведения, чтобы понять и его творческий замысел, и причины тех или иных поступков героев. Источником служили биографии писателей и исторические справки, характеризующие ту или иную эпоху. 

Педучилище Галина Александровна окончила в 1994 году и сразу же устроилась учителем начальных классов в школу № 28 хутора Калининского. Прежде она и сама здесь училась. В то время завучем школы была Наталья Алексеевна Гладышева, известная строгостью и требовательностью не только к школьникам, но и учителям. 

– Уроки завуч посещала регулярно, помечая в тетради, как ошибки, так и моменты, за которые стоит похвалить. Несмотря на всю строгость, хвалила меня, а перед началом учебного года помогла составить календарно-тематическое планирование, – добавила учитель. – Переняла у нее многое: требовательность и манеру вести уроки. Уверена, чем старательнее ученики будут в начальных классах, тем проще им будет учиться дальше. Значит, будет больше возможностей при выборе будущей профессии. 

Ученицей Галины Чернышовой была и ее дочь Инна. Педагог призналась, решила заранее, что не будет к ней ни лояльнее, ни строже, чем к другим ученикам. Подобной позиции придерживается на протяжении всех лет работы учителем. Так Галине Чернышовой удалось избежать соперничества среди учеников за ее внимание. В начальных классах это, обычно, одна из частых причин конфликта среди ребят. 

– Учить ведь надо не только предмету и особенно младшеклассников, – уверена педагог. – Школа – это модель общества, где надо уметь и общение выстроить, и острые углы суметь обойти. Разве это не менее важные умения для тех, кто только начинает жить?

 

1 сентября школе № 28 хутора Калининского исполнилось 50 лет.

 


МНЕНИЕ

Екатерина Ищенко, специалист группы почтового бизнеса и социальных услуг: 

– Со дня последнего звонка прошло 15 лет, но до сих пор вспоминаю школьные годы и первого учителя – Наталью Алексеевну Гладышеву. У нее громкий голос, но не припомню, чтобы она нас за что-то ругала. Даже провинившимся спокойно объясняла, почему так делать нельзя. 

Наталья Алексеевна дала нам не только знания, но и научила быть дисциплинированными, решительными и гуманными людьми. 

 

Ксения Макаева, заместитель директора по воспитательной работе школы № 25 станицы Ладожской: 

– Галина Александровна Чернышова была не только моим первым учителем, но и учила моего старшего брата. Когда приходили с мамой на школьные утренники к брату, наблюдала за тем, как Галина Александровна ставила мини-спектакли. Нравилось, как она жестикулировала и говорила – получалось как-то особенно красиво. Хотела, чтобы именно она стала моим классным руководителем. Так, к счастью, и вышло. 

Уроки проходили интересно. Галина Александровна не только хороший педагог, но и настоящая красавица. Запомнила ее черное платье с белым воротником. Думала тогда: «Когда вырасту, куплю себе такое же», так хотелось походить на нее. Многое в моей жизни сложилось благодаря первому учителю и самое главное – профессия.

 

Анжелика Анисимова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика