Об увлеченной землячке «СН» уже писала не раз. Она занимается цветоводством, превращая придомовую территорию в уютный садовый ландшафт, коллекционирует гжель. Пока на улице хозяйничает зима, и ухаживать за клумбами не получается, бывший педагог проводит вечера за «путешествиями в прошлое». Она собирает историю родной станицы в фото и документах.
Увлеклась краеведением Светлана Кустова 20 лет назад, еще работая в школе № 12 учителем информатики. Все началось с того, что четвертому классу, в котором учился старший внук Владимир, преподаватель поручила подготовить исторический проект.
– Вова решил написать о нашем старом доме – ему более ста лет, у него очень интересная история. Стала искать информацию, расспрашивать местных жителей. Выяснила, что здание построено в 1906 году священником Свято-Никольского храма Георгием Руткевичем. Жил он здесь до 1918-го, до того, как его расстреляли большевики, – говорит хозяйка. – После расстрела батюшки тут в разное время находились сельский совет, участок милиции, библиотека, медпункт, школа, интернат, помещения для выращивания шелковичных червей. В конце 1970-х маме дали здесь квартиру. Работу внук сдал, а я продолжила собирать материал.
Вскоре в школе поставили новые компьютеры, и чтобы закрепить навыки, Светлана Ивановна предложила ученикам написать проект на актуальную тему и его оформить. Кто-то из ребят выбрал вопрос по информатике, кто-то решил рассказать о своем роде, а некоторые – об истории станицы.
– Мы тогда взяли три темы: «История школы», «История станицы» и «История православной культуры станицы Некрасовской». Чтобы материалы были подкреплены снимками, ходила по домам старожилов. Бабушки всегда были рады общению, рассказывали много интересного и делились фотографиями. Собрали много исторической информации и старых кадров, оформили все это. На базе школы прошла конференция учителей кубановедения. Ученики выступили перед гостями с презентациями. Это было интересно и детям, и преподавателям. На пенсии уже 16 лет, но до сих пор не все успела расшифровать из тетрадей-черновиков. Эти материалы просто так в Интернет не выложишь, нужна какая-то привязка. Задумалась, как сохранить информацию и сделать ее достоянием общества. Книгу написать не смогу. А запустить интернет-проект в моих силах. Как раз вела в то время сайт станицы Некрасовской. Батюшка мне присылал информацию о предстоящих службах и праздниках, а я размещала.
Полгода назад Светлана Кустова создала в соцсети «Одноклассники» группу «Станица Некрасовская – история в фото и документах». Там она публикует архивные снимки не только Некрасовской, но и Усть-Лабинского района. На черно-белых кадрах запечатлены земляки, дома и события многолетней давности. Например, казаки со своими семьями и сослуживцами, колхозники на уборке сахарной свеклы, станичники на первомайских демонстрациях и Дне Победы, работники некрасовского газопромысла, ныне не существующий подвесной мост через Кубань на остров Вербовый, важные выписки и решения из административных документов. Всего в архиве 71-летней станичницы более тысячи фотографий, из них в группе – порядка 850. Период, который охватывают снимки – конец ХIХ века до 1990-х годов.
– В последнее время много информации присылают местные жители. То, что хранится в бумажном виде, вкладываю в папки-скоросшиватели. По истории станицы и истории православия собираю материалы отдельно, – объясняет краевед. – Многие фотографии мне особенно дороги. Например, Свято-Никольского храма, разрушенного большевиками в 1938-м. Нашла интересную информацию о священнике Георгии Руткевиче, но пока не удалось найти фотоматериал. Связалась с отцом Антонием, иеромонахом из Армавира. Он занимался сбором материала для канонизации отца Георгия. Написал большую статью о судьбе его потомков. Надеюсь, что у него есть и фото. Хочется больше рассказать об этом человеке, чтобы о нем знали и помнили.
Бывший педагог отмечает, что вначале была сосредоточена именно на судьбе священника, а остальную информацию собирала попутно. Это занятие так увлекло, что остановиться уже не получилось.
– Стараюсь сразу поделиться интересными фотографиями, рассказать, что и кто на них запечатлен. Молодежь должна знать историю. Мы пишем ее вместе, – считает женщина. – Радует, что работа нужная. По возможности подписываю снимки. Многие люди пишут комментарии, присылают фото, рассказывают о своих родных. Кого-то узнают на снимках.
Недавно одним из любопытных фотокадров с исследователем поделилась наша бывшая коллега Галина Лисицына. Из далекого Салехарда она прислала Светлане Кустовой фотографию, сделанную во время строительства водокачки для некрасовского детского дома. На ней уставшие члены бригады – женщины и мужчины разного возраста – присели отдохнуть у свежевырытого котлована.
– Фото будто живое, скорее всего, постановочное. Работники внимательно смотрят в кадр, видимо, слушая, что им говорит фотограф, – объясняет Светлана Ивановна. – Узнала маму своей подруги – Марию Захаровну Потапову (Корчагину). Она справа в белой кофточке. Жительницы станицы Анна Васильевна Цисульская и Оксана Степанова помогли выяснить фамилии еще некоторых людей. Слева от Марии – подруга Негадова (имя не знаю), выше – Раиса Волобуева, за ней Павел Лунев. А слева от Раисы – Уваров, еще левее Семен Павлович Серебрянский, возница. Предположительно, крайняя справа Лидия Санина. Внизу в белом платке и клетчатой юбке Мария Порохова. Она работала истопником в детском доме. А в годы войны была трактористкой. Водокачка строилась где-то в середине 1950-х. Если пройти по улице Ленина в сторону кручи и спуститься вниз, то сейчас там течет река. А раньше стояли три дома. Перед ними, отделяя огороды, текла неширокая протока. Через нее была деревянная кладка, которую называли Ручеек. За огородами – Лаба. Кто-то называет этот участок Старицей, кто-то – Старухой. Слышала, что якобы когда-то стояла и мельница. Здесь и построили водокачку для детдома. Он находился в здании нынешней библиотеки (ранее – двухклассное казачье училище) до середины 1960-х годов. На фото уже видно насос, установленный на швеллеры. Обслуживал этот насос впоследствии Георгий Александрович Красюков.
После появления в станице водопровода водокачка стала не нужна. Сейчас место, изображенное на фотографии, не узнать. Ручей разросся в широкую реку. Там, где когда-то стояли дома, теперь высокий остров и лес.
В планах краеведа больше узнать об истории станицы и, конечно, она не оставляет надежду найти новые ценные сведения о жизни первых священнослужителей и атаманов Некрасовской.
– Сейчас изучаю тетрадку, которую оставила моя учительница истории Роза Николаевна Калмыкова. Она раньше занималась школьным музеем. Тетрадь потрепанная. Выцветшим карандашом и чернилами в ней содержатся выписки из протоколов, взятые, видимо, из архивов, – рассказывает собеседница. – Все это нужно сфотографировать, расшифровать и набрать тексты. Кстати, недавно нашла списки всех наших атаманов на сайтах казачьего общества. Интересно погружаться в быт прошлого. Современные дети – наши внуки – даже не представляют, что значит жить при керосиновой лампе, носить воду на коромысле из колодцев, которых в Некрасовской было всего пять, и даже с Лабы. Эти важные вещи хочется рассказать. Что-то пишут станичники, что-то ищу сама. Оказывается, я еще не знаю очень многого. Появляется ниточка, тянешь за нее и узнаешь еще что-то. Когда выкладываешь новое фото, люди узнают своих родственников или знакомых. Радуешься – вспомнили и начали копаться в своей памяти, значит, будет новая история.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Системы работы в сборе информации нет. Если есть какой-то намек или зацепка, то копаю дальше. Сейчас все мы заняты, обособлены друг от друга. Было бы хорошо объединиться ради общего результата, чтобы прикоснуться к истории могло как можно больше людей.
Светлана Кустова
Устьлабинка Наталья Любчук – о путешествии по городам России
08:00 05.07.25