155 лет назад, 22 апреля 1870 года, родился Владимир Ульянов-Ленин. Человек, буквально перевернувший мир, – так о нем отзывались некоторые мировые политики.
Создатель первого в истории планеты социалистического государства – Союза Советских Социалистических Республик – прожил 53 года, но и после смерти, он, как говорили тогда, был «живее всех живых». Подробнее о том времени –
в ретроспективе «СН».
Дети и молодежь были, пожалуй, главной целевой аудиторией, как сказали бы сейчас, большого идеологического проекта по увековечиванию имени Ленина. В советское время так, конечно, никто не говорил, но образ и имя вождя сопровождали каждого маленького человека чуть ли не с рождения. Вот он смотрит с октябрятской звездочки, диплома или почетной грамоты с традиционной фразой «Мы придем к победе коммунистического труда», а вот ты уже сам юный ленинец с красным галстуком на груди или готовишься вступить в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.
В год 100-летия Ильича событий, связанных с именем вождя, в районе не перечесть. Одно из знаковых – пионерский парад на стадионе в Усть-Лабинске. Вот так писала в 1970-м в передовице 25 апреля «СН»: «Пионерским парадом проходят школьники. Это им до конца возводить светлое здание коммунизма, это им нести дальше эстафету Владимира Ильича Ленина. Пионеры рапортуют Ильичу о своей готовности продолжать его великое дело».
В глаголе «рапортуют» почти сакральный смысл отношения к вождю, как к живому человеку. Помните у Маяковского: «Ленин и сейчас живее всех живых»?
И словно подтверждение этому уже в 1980-м читаем: «17 апреля состоялась районная комсомольская конференция под девизом «Товарищ Ленин, мы Вам докладываем». И им, комсомольцам 1980-х, было, что сказать вождю! Как правило, на таких встречах к юбилею Ленина подводили итоги «ударной вахты» и отчитывались о досрочном выполнении планов и взятых трудовых обязательств. Взрослел советский человек – вместе с ним росли и ленинские задачи.
На протяжении многих десятилетий именно ко дню рождения Ленина в стране проводили апрельские субботники. «Красные субботы», так их окрестили в советские годы, были массовыми. В 1975-м в передовице «СН» написано: «В субботнике 19 апреля в районе участвовало 50 тысяч человек. За день произведено продукции на 95 тысяч рублей. Это выше выработки в обычные дни. Заработана и перечислена в фонд пятилетки 61 тысяча рублей».
Как становится понятно из текста, коммунистический субботник – это не только и не столько про общественно-полезный труд, что характерно для нашего времени, сколько про работу сверх плана, в свой выходной, оплату за которую сотрудник не получит. И словно подтверждение этому в апреле 1980-го читаем: «Активное участие в коммунистическом субботнике принимают труженики Усть-Лабинского района. В прошедшем году, например, на полях и фермах, на строительных площадках и у станков, на благоустройстве города, станиц и хуторов работало более пятидесяти тысяч человек. 58,6 тысячи рублей, заработанных на субботнике, перечислено в фонд пятилетки. Характерной чертой таких субботников стал безвозмездный, высокопроизводительный труд, выпуск продукции из сэкономленного сырья и материалов, работа на сэкономленных сырье и электроэнергии».
Но, конечно, какой же субботник без высадки и побелки деревьев и всего, что можно назвать генеральной уборкой территории после зимы?!
В 1975-м читаем в «СН» о том, что пока рабочие мясокомбината шли на рекорд, произведя за день восемь тонн мяса и другой продукции, служащие трудились на благоустройстве территории и сажали деревья. Всего 179 человек.
В Кирпильской к благоустройству подошли с таким энтузиазмом, что сумели за один день высадить тысячу деревьев, разбить около 2 000 квадратных метров новых газонов.
К 100-летию вождя в районе развернулось настоящее социалистическое соревнование, которое окрестили стодневной трудовой ленинской вахтой. Как рапортовали трудящиеся ЭМЭКа, коллектив выработал сверх задания 52 тонны кориандрового жирного масла. Ленинской бригадой назвали команду Ивана Лихошерстова.
В тот же год решением ЦК ВЛКСМ во всесоюзную «Летопись трудовых дел комсомола» занесены результаты ударного труда коллектива комсомольско-молодежной молочно-товарной фермы № 6 совхоза «Ладожский».
Наивысшим признанием заслуг передовиков района стало награждение Президиумом Верховного Совета СССР памятными медалями «За доблестный труд. В ознаменование столетия со дня рождения В. И. Ленина». Более 4 300 работников промышленных предприятий, различных организаций и учреждений, колхозов и совхозов района получили награды за успехи в предъюбилейном соцсоревновании.
Обязательный атрибут празднования «дня Ильича» – торжественные собрания и награждение передовиков. Почетные Ленинские грамоты на ремонтно-механическом заводе в 1980-м, к примеру, получили 20 лучших производственников. Среди них и бригадир слесарей, коммунист Сергей Рыжков. На заводе ему присвоили звание «Мастер – золотые руки». Министерством пищевой промышленности СССР он признан лучшим по профессии.
В апреле 1970-го районка рассказала удивительную историю памятника вождю мирового пролетариата в станице Тенгинской.
Публикуем выдержки из письма местного жителя И. Цемина.
«Эту историю рассказал мне заслуженный ветеран колхозного производства Александр Григорьевич Парчевский.
Еще в начале 30-х годов партийная организация и правление колхоза «Зарево мировой революции», расположенного в станице Тенгинской, решили установить памятник основателю Советского государства В. И. Ленину. В один из весенних дней 1934 года член правления колхоза Михаил Андреевич Спицын привез изготовленную по заказу статую вождя. Зашел посоветоваться со строителями.
– Помог бы ты, Александр Григорьевич, установить памятник. Все-таки строитель.
Мастер призадумался. Одно дело выкладывать фундаменты строений, а другое – памятник. Место для его установки подобрали на площади возле здания, отведенного сельсоветом под клуб. Через несколько дней после разговора с завхозом Александр Григорьевич вместе с помощниками выложил постамент. Изготовленный из железа и цемента памятник весил около двух тонн. Устанавливали его, как говорится, всем колхозом. За неимением краски побелили известью и периодически подновляли. Так и простоял он до 1942 года.
В тот тяжелый год станицу оккупировал враг. Памятник был разрушен.
– Такая злость взяла тогда, – вспоминает Парчевский. – Как только дождался своих, сразу пошел в скверик, собрал части памятника и решил восстанавливать его. Немного в этом деле разбирался: когда-то в молодости на побегушках был у одного скульптора.
Работа предстояла кропотливая и трудная, но желание во что бы то ни стало восстановить дорогой образ вождя было велико. Еще гремели на Кубани бои, и Александр Григорьевич с помощниками принялись восстанавливать статую.
Трудно приходилось самобытным мастерам. Но все же через месяц статуя была реставрирована и установлена на новый постамент.
Александр Григорьевич вскоре ушел на фронт, а когда вернулся домой, снова стал строителем. Но о памятнике вождю не забывал. С большим трудом в послевоенные годы раздобыл бронзовую краску, покрасил заново статую».
Корреспонденты «СН» хотели разыскать памятник, чтобы сделать фото, но, к сожалению, в станице его больше нет.
Еще одна диковинка из подшивки 1970-го. Оказалось, что в 1922 году жители станицы Кирпильской отправили председателю Совнаркома телеграмму. В год пятилетия Октябрьской революции, как пишет районка, «от имени трудового крестьянства всей округи, всей Кубани приветствовали вождя мировой революции». Разобрать весь текст телеграммы сложно. Фотокопия, которую опубликовала газета в 1970-м, читается с трудом. Но можно прочесть некоторые фразы: «Привет тебе, честный поборник трудового народа» – обращались к Ильичу станичники.
Были среди героев «СН» и живые свидетели ленинских дел. Один из них Тихон Алексеевич Комаров из Суворовского. Районка познакомила с ним читателей в 1967 году. Тогда 80-летний селянин, служивший до революции на кораблях Черноморского и Балтийского флотов, поделился воспоминаниями о Петрограде 1917-го и встрече с Лениным.
«Мне не довелось слышать речь Ленина, которую он произнес с броневика на Финском вокзале, но его выступление в тот же день с балкона дворца Кшесинской я слышал. Когда осенью 1917 года довелось стоять на посту в Смольном, я убедился и в том, каким простым и скромным был Владимир Ильич. Ленин часто разговаривал с рядовыми солдатами и матросами, расспрашивал о том, что пишут из дома. Приходилось видеть Владимира Ильича и в столовой в Смольном. Кушал он то же самое, что и все. И когда дневная норма хлеба была урезана, Владимир Ильич, если ему предлагали больше общей нормы, отказывался и даже сердился». Завершает свой рассказ об Ильиче Комаров почти по-маяковски, называя пламенного вождя «самым человечным человеком».
Имя Ульянова-Ленина не сходит со страниц газеты вплоть до начала 1990-х. С распадом Советского Союза в прессе, в том числе и районной, появились другие герои. Имя Ильича если и появлялось на страницах «СН», то все реже и реже.