Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Следуя детской мечте, устьлабинец Сергей Заикин 48 лет посвятил педагогике

Рубрика: Образование
08:45, 25 Ноября 2023

В ноябре 65-летний юбилей отметил учитель технологии и черчения городской школы № 36 Сергей Заикин. Работать с детьми он начал еще будучи студентом – с 1975 года. С тех пор остается верен выбранному в юности делу. В рубрике «Человек и его профессия» педагог рассказал о своих наставниках и о том, чему научился у учеников.

– Сергей Викторович, когда решили стать учителем?

– Родился я в хуторе Согласном, там же и ходил в школу. Отец умер рано. Мама осталась одна с тремя детьми, из которых я младший. Она работала звеньевой в полеводческой бригаде. Видя, как ей трудно, в правлении колхоза предложили отдать меня и брата в детский дом. Сестру забрала тетя. Взять на воспитание нас хотела бабушка, но ей отказали из-за возраста. Я на тот момент учился в пятом классе. Мама часто приезжала нас навещать, привозила сладости, но вскоре ушла из жизни.

В детдоме был прекрасный директор – Владимир Иванович Пискунов, Герой Советского Союза, летчик-испытатель. Он вел у нас историю. До сих пор вспоминаю своих воспитателей и учителей: Сергей Александрович Ляушкин – танкист, Герой Советского Союза, Галина Николаевна Швецова – военный корреспондент. Учили меня до восьмого класса. Именно в детском доме зародилась мечта стать преподавателем.

– Как учились в школе? Какие уроки любили, а какие нет?

– Любимыми предметами были черчение, технология и рисование. Сложнее всего давался немецкий язык, хотя у меня по нему стояла пятерка. Почему-то он мне был наименее интересен.

– Кто был примером, дал толчок к осуществлению мечты?

– Инструктор Владимир Федорович Победенный. Он виртуозно вырезал из фанеры, хорошо рисовал. Под его руководством делали просто фантастические поделки. Примером настоящего учителя стала и классный руководитель Ольга Макаровна Снегирь, математик. Глядя на них, захотел учить детей.

После окончания восьмого класса поделился своим желанием с директором детдома. Он связался с Усть-Лабинским педагогическим училищем, куда меня взяли на гособеспечение. Поступил на трудовое отделение, где получил специальность «Учитель трудов, черчения и рисования».

– Еще в студенчестве Вы начали преподавать в кружках. Как так получилось?

– Мне было 15 лет, с финансами трудно. Хотелось самостоятельно зарабатывать. Кандидатуру такого «зеленого» педагога, да еще и без диплома, рассматривать нигде не хотели. Помог бывший руководитель педучилища Юрий Николаевич Петриков. Он попросил директора районного Дома пионеров (сегодня там находится историко-краеведческий музей) Тамару Петровну Камисову взять меня руководителем кружка фото-, судо- и ракетомоделирования.

По будням учился, а в субботу и воскресенье после обеда занимался с ребятами, многие из которых были моими ровесниками – по 14-15 лет.

– Как они Вас воспринимали?

– Старшеклассники называли Сережей, а младшие дети – Сергей Викторович. Обращение по имени-отчеству было поначалу непривычно. С дисциплиной проблем не возникало, слушали все. Моделирование захватывало, на занятиях было не до шалостей. Работали до пяти-шести часов вечера. Бывало, на улице стемнело, а мы и не заметили. Не расходились, пока о времени не напоминала уборщица. Постучав и заглянув в кабинет, Мария Лазаревна говорила: «Викторович, пожалуйста, закругляйтесь. Мне нужно полы помыть».

– Из-за службы в армии в профессии пришлось сделать перерыв?

– Да, но это был необходимый в жизни каждого мужчины этап. Полгода отслужил в учебной части в городе Миллерово и полтора – в Центральной группе войск на территории Чехословакии, в танковых войсках. Был командиром танка.

После армии неделю отдохнул и пошел в Дом пионеров, сказал, что хотел бы продолжить работу в кружке. Постоянно занимали с ребятами первые места по судо- и ракетомоделированию и в районе, и в крае. Самым долгожданным для подростков был день Первомая, когда во время шествия колонны трудящихся запускали сконструированные нами ракеты. У меня на это было официальное разрешение от края. Ракета уходила ввысь на 200 метров и приземлялась с парашютом. Конструкция состояла из картона. Длина летательного аппарата – 50 сантиметров. Делал специальный заряд, куда входил порох и другие компоненты. Управление – с помощью пульта.

– Мечта преподавать в школе не покидала?

– Конечно, нет. Основным местом работы Дом пионеров оставался три года, а потом – еще 20 лет по совместительству уже со школой. Встретил как-то директора пятой школы Алексея Ивановича Дмитриенко. Сказал ему, что хотел бы устроиться преподавателем технологии и черчения. Он, недолго думая, ответил: «Приходите». В этой школе проработал около 40 лет.

– Помните свой первый урок?

– Несмотря на то, что за плечами была армия и небольшой преподавательский опыт, волновался сильно. Переживал, как пройдет урок, смогу ли объяснить все так, как надо. Начал писать мелом тему на доске, а руки и колени дрожат, справиться с этим не получается. По заданию учебника нужно было начертить прямоугольный параллелепипед по наглядному изображению (спичечная коробка) и представить его виды – главный, сверху и сбоку. Но в итоге все сделал правильно.

 – Почти всем учителям ученики дают прозвища. У вас было такое?

– Да, мне придумали кличку – Селя. Узнал об этом случайно. Как-то в конце мая у нас был последний урок черчения. Дети как раз готовились к экзаменам. И с девятиклассниками, которые хотели сдавать мой предмет, назначил консультацию.

Подхожу по коридору с моделями к классу. Смотрю, мальчик, который караулил у дверей, забегает в кабинет и кричит: «Шуба (тревога)! Селя идет!» Только потом понял, что у меня такое прозвище. Еще один случай был в восьмом классе. С началом урока захожу и вижу, большими буквами на доске написано: СЕЛЯ. Сделал вид, что не заметил. Думаю, если отреагирую, будет еще хуже. Спокойно говорю: «Дежурные, пожалуйста, приготовьте доску к уроку. Сейчас будем чертить». С тех пор больше не слышал эту кличку ни в одной параллели.

– Каждый учитель считает свой предмет самым важным. Вы тоже?

– Не заостряю на этом внимание, но при возможности всегда напоминаю, что в каждом учебном заведении с сентября этого года введен экзамен по черчению по выбору. Поэтому нужно стараться. В городских школах нет преподавателей по черчению – единственный веду его в СОШ № 36, куда устроился после пятой и четвертой школ. Пока есть здоровье, буду учить детей.

– Много лет Вы работали в детском лагере «Тополек». Чем запомнилось то время?

– Начинал еще на третьем курсе педучилища. Первые два года во время летних каникул был рабочим по озеленению – поливал цветы, полол. А работал в «Топольке» вожатым-воспитателем с 1975 по 2004 год. Опыт получил колоссальный. Проводили много интересных мероприятий – День рыбака, День именинника, комический футбол. Если бы все это можно было в то время снять на пленку! Например, чего стоил комический футбол. Играла команда воспитателей и вожатых с детьми. Комментатор объявляет: «Сегодня к нам приехала команда из Бразилии». На поле выходят «бразильцы» – воспитатели, перемазанные грязью. Я стою на воротах в парике. Тайм проходил по 15-20 минут. Конечно, цель игры была не победить, мы поддавались школьникам. Но эмоции были неописуемые. Представьте себе – мы бежим, я на каблуках, кто-то в бутсах, дети ставят подножки, толкают. Судья не обращает внимания. Родители падали со смеху.

Звездным номером стал танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Поставить его на закрытии смены воспитателей попросил директор лагеря Валерий Кандауров. Долго отказывался, мол, танцевать не умею. «А это и не нужно, не переживай, – ответил он. – Да и костюмы будут изумительные – из белых простыней». Во время выступления публика не отпускала со сцены – на бис выходили еще четыре раза.

– Вы инициировали районный конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». Для чего?

– Такая идея у нас родилась совместно с учителем ОБЖ из пятой школы Павлом Харченко. Город разрастался, машин становилось все больше, а правилами безопасности на дороге многие ребята не владели. Решили организовать конкурс, где дети смогут закрепить ПДД, изучить знаки, учиться правильно передвигаться по улице пешком и на велосипеде. Вначале это было внутришкольное мероприятие, а потом вышли на районный уровень. Горжусь, что наша школа не раз занимала призовые места. Лучшая команда от муниципалитета отправлялась в лагерь «Орленок». Конкурс продолжается. В этом году на базе 4-й школы собрал преподавателей и детей со всего района, команда школы № 36 заняла первое место.

– Учитель всегда учится чему-то у своих учеников. Чему научились Вы?

– Современные дети всесторонне развиты и хорошо разбираются в компьютерных технологиях. Для меня не зазорно почерпнуть от учеников что-то из области математики, информатики, расспросить о тех или иных функциях в телефоне, как пользоваться каким-то приложением.

– Возраст ощущаете?

– В душе я молод. И физическую форму стараюсь поддерживать – не пью, не курю, занимаюсь спортом. Люблю играть в волейбол, шахматы, шашки. Каждый день обливаюсь холодной водой, делаю зарядку. Являюсь почетным донором – сдал кровь более 40 раз.

– Какая из крылатых фраз Вам ближе?

– Спешить делать добро.

 

Наталья Попова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика