Бытует мнение, что бывших алкоголиков и наркоманов не бывает. Но так ли это на самом деле, спросили у врача-нарколога Усть-Лабинской ЦРБ Юрия Харьковщенко.
Медики говорят о положительной динамике: больных алкоголизмом и наркоманией в районе стали регистрировать реже. Пока разница в цифрах, если сравнивать статистику первых двух кварталов 2024-го, небольшая: на 8 меньше больных алкоголизмом, на 9 – наркоманией.
Как рассказал Юрий Харьковщенко, динамика алко- и наркозависимых постепенно снижается за счет существования бесплатной государственной наркологической помощи. В пример приводит те же 1990-е, когда на федеральном уровне такого не было. В 1991 году на учете состояло, только вдумайтесь, более 2 500 алкоголиков и 499 наркоманов. К сожалению, даже специализированное лечение не сможет полностью подавить тягу к алкоголю или наркотическим веществам, но помогает остановить развитие зависимости.
– Человек, который, как говорят, ушел «в завязку», всю дальнейшую жизнь, что называется, держится. Сорвется ли, зависит от его силы воли, – убежден Юрий Харьковщенко. – В моей практике был случай, когда после 10 лет воздержания у пациента случился рецидив. Увидев его на приемном покое, удивился. Спросил, что произошло, ведь мужчину даже сняли с учета. А он: «Не пил, а когда дочь выдавал замуж, гости уговорили опрокинуть с ними рюмку. Появилась такая сильная тяга к алкоголю, что не смог сдержаться и выпил еще и еще». Так продолжалось в течение 10 дней. Признался, что время, проведенное в запое, не помнит. Когда на скорой его доставили в ЦРБ, выяснилось, что у него алкогольный психоз, в просторечии – белая горячка.
Нарколог отметил, что достаточно даже небольшой дозы алкоголя или наркотического вещества, чтобы прежде зависимый человек вернулся к старой привычке. Именно поэтому так важно вырабатывать в себе волевые качества.
– В инструкции по реабилитации наркоманов и алкоголиков есть даже рекомендация – по возможности хотя бы на один год сменить место жительства, чтобы быстрее порвать прошлые связи, – добавил врач.
Чтобы получить бесплатную наркологическую помощь, больной должен состоять на учете у врача-нарколога, а затем дать добровольное письменное согласие на лечение. Зависимых, состоящих на учете в Усть-Лабинской ЦРБ, отправляют в Краснодар в стационар наркологического диспансера.
Медикаментозное лечение длится 28 дней. Как рассказал районный нарколог, больного размещают в индивидуальной палате и изолируют от общества. Навещать пациента могут только близкие родственники по специальным пропускам. Такие строгие меры ввели неспроста – чтобы приятели не пронесли пациенту алкоголь или запрещенные вещества.
На территории диспансера имеется реанимационное отделение. В случае синдрома отмены (ломки) врачи и медперсонал смогут его вовремя купировать.
– Именно по этой причине обрыв от алкоголя и наркотических веществ должен происходить в стационаре, а не дома, – добавил Юрий Михайлович.
После прохождения 28-дневного стандартного медикаментозного лечения пациентам предлагают продолжить курс, но уже в реабилитационном отделении. Там помимо медиков с пациентами работают психологи.
Нарколог посоветовал не отказываться от продолжения лечебного курса, так как важно побороть не только физическую зависимость от алкоголя или запрещенных веществ, но и моральную. Зачастую именно эмоции, неважно горе или радость, запускают старые вредные привычки. Важно максимально дистанцироваться от прежнего круга общения и не позволять влиять на себя, заручиться поддержкой близких людей.
– В советское время лечение от алкоголизма было принудительным. Одним оно помогало, другим – нет. Сейчас больной должен подписать согласие на лечение добровольно, но в этом и кроется самая большая сложность. Часто зависимые страдают анозогнозией – потерей самокритики. Такие люди не считают собственные алкоголизм или наркоманию болезнью и от наркологической помощи отказываются. Тяжелее всего в этот момент видеть их близких, которые тратят много сил и нервов в борьбе с зависимостью родственника, – объяснил нарколог. – С наркоманами ситуация несколько иная. Они тоже должны дать добровольное письменное согласие на лечение, но если в момент употребления наркотического средства задержала полиция, то на лечение их направляют через суд. С одной стороны, принудительная мера может быть эффективной на начальном этапе лечения, с другой – если человек не хочет избавиться от зависимости, то любые меры будут мало эффективны.
Юрий Харьковщенко за годы работы врачом-наркологом в Усть-Лабинской ЦРБ был свидетелем многих историй пациентов, как с печальным концом, так и счастливым. По его словам, чаще всего именно поддержка и уговоры близких заставляли взяться за ум бывших алкоголиков и наркоманов. Сейчас эти люди ведут здоровый образ жизни, обзавелись семьями. Но время после зависимости для них – это навсегда борьба с желанием вернуться к прежним привычкам.
Цифры
В первом квартале 2024-го на учете у районного врача-нарколога состояло 248 человек, больных алкоголизмом, и 46 – наркоманией. Во втором – 240 и 37 человек соответственно.
Увлеченные фитнесом устьлабинцы сдали ГТО
14:49 28.04.25
В городской школе № 6 готовят к открытию зал Воинской славы
13:30 28.04.25
Как имя повлияло на судьбу медработника Светланы Закарян
08:00 27.04.25