Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Комплекс «маленького начальника», или Откуда берутся хамы

Рубрика: Общество
09:00, 17 Сентября 2023

Как общаться с тем, кто источает яд

Казалось бы, промолчать на грубое обращение – лучшая мера, но в этом случае у хамов только сильнее развязывается язык, и тогда это переходит в оскорбления. Как реагировать и что делать в этом случае, прокомментировали усть-лабинский психолог Галина Янченко и юрисконсульт правового направления районного ОМВД Валентина Арутюнова.

Корни проблемы

Как рассказала психолог Галина Янченко, комплекс «маленького начальника» – это стремление максимально использовать хотя бы небольшую власть, полученную на рабочем месте. Такие люди, почувствовав собственную значимость, создают всяческие преграды другим – придираются, командуют, огрызаются. Отыгрываются на других, всеми силами показывая, кто тут «главный».

– Встретить человека с комплексом «маленького начальника» можно, как среди трудящихся на высоких должностях, так и среди работников среднего звена. Чаще этим комплексом страдают именно последние. Обычно, это люди таких профессий, как охранники, продавцы, водители, кондукторы, санитары, администраторы, секретари, парикмахеры, уборщики и другие, – говорит Галина. – Этот феномен – разновидность компенсации комплекса неполноценности. Вероятно, такого человека в детстве игнорировали, обижали, и он так и не понял своей ценности. В настоящем это привело к низкой самооценке, комплексам, внутриличностным конфликтам и неудовлетворенности жизнью. При «благоприятных» для такого человека обстоятельствах произойдет компенсация, и он «отыграется» на других.

Психолог отметила, что можно выделить две причины, почему одни и те же люди регулярно хамят. Первая – это механизм защиты психики. Дома у такого человека, скорее всего, запрещено «выплескивать» эмоции, и они находят выход в более «безопасной» для них обстановке. Вторая – если в семье такого человека были нормой оскорбления, унижения, враждебность и презрение друг к другу и другим, если мать с отцом друг друга ни во что не ставили и так же относились к детям, то такая модель поведения – логичная и единственно возможная.

Также Галина Янченко добавила, что в домашней обстановке это тихие, мирные и покорные люди, которые боятся и слово возразить властному мужу или жене. И это закономерно, потому что модель поведения в браке они перенимают от родителей. Если у ребенка были отношения с тиранами-родителями, высока вероятность того, что похожего они выберут и партнера.

Как бороться

Психолог привела несколько вариантов правильного взаимодействия с людьми, страдающими комплексом «маленького начальника».

– Первый вариант – подыграть ему. Здесь можно, как бы соглашаясь с «очень значимой» ролью этого человека, дать понять, что только он и может вам помочь, и как сильно будете ему благодарны. Такие люди воспримут это, как повод показать свое могущество и великодушие, и в будущем у вас с ним проблем не возникнет. Второй вариант – подружиться. Угостите этого человека кофе, шоколадкой или чем-то другим, что расположит его к вам. Этот вариант взаимодействия с «маленьким начальником» подходит тем, кто еще не вступал с ним в конфликт, но уже распознал комплекс, – советует Галина.

Два других варианта, наиболее приемлемых для взаимодействия с такими людьми, подходят тем, кто не боится конфликтов. Первый – «поставить на место» человека. Вступая в конфронтацию с вами и получив отпор, он поймет, что вы – сильная личность, с которой лучше не связываться. Второй вариант – апелляция вышестоящему руководству.

Гармоничный человек не будет пассивно агрессировать, явно нападать на других или при малейшем поводе срываться на кого-то.

 – Глобально искоренить эти феномены в социуме невозможно. Допускаю, что по мере развития и популяризации психологии общество становится более осознанным, а значит многие смогут разрешить конфликт, а в идеале не доводить до него, – добавила Галина. – К сожалению, отыгрывающийся на других выбирает того, на ком можно безопасно «разрядиться», принимая доброту за слабость. Возможно, стоит придать такое поведение огласке, вынести на обсуждение с коллективом или начальством, дать понять обидчику, что терпеть это не будете.

Конечно, проще хамить в ответ, но это будет коммуникация двух «детей». Взрослым людям нужно использовать «взрослые» методы. Тем более, хам ждет такой реакции – чтобы вы присоединились к «игре», где вы либо ввяжетесь в скандал и он выиграет, или промолчите, и он тоже выиграет. Цель хама – сбросить накопившееся эмоциональное напряжение. Отмалчиваться в таких случаях нельзя.

– Если вам с завидной регулярностью хамит кто-то на работе, это значит, вы дали ему на это негласное право, и он видит в вас  «безопасное пространство» для выплеска нереализованного гнева, накопленного в другом месте от более сильного оппонента, будь то супруг, родитель или же начальник. Оставлять все так, как есть, опасно для вашей психики.

По закону

Что делать с хамством, которое перешло в оскорбление, рассказала юрисконсульт правового направления районного ОМВД Валентина Арутюнова.

– В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса РФ достоинство личности, честь, доброе имя и неприкосновенность частной жизни относится к нематериальным благам, принадлежащим гражданам по рождению. Это дает основания для обращения в суд с целью защиты прав, наказания оскорбителя и возмещения морального вреда. Делать это следует, опираясь на положения статей 12, 150-152, 1099-1101 Гражданского кодекса. В исковом заявлении человек должен изложить обстоятельства, на основании которых считает, что ему был нанесен моральный вред. Доказательствами оскорбления личности могут быть свидетельские показания, записи телефонных разговоров и камер видеонаблюдения, распечатки смс-сообщений и интернет-страниц. Привлечь к административной ответственности за оскорбление личности можно, обратившись в прокуратуру с заявлением по факту оскорбления, по которому будет проведена соответствующая проверка, – объяснила юрисконсульт. – Согласно Кодексу об административных нарушениях, граждане несут ответственность за оскорбление личности. Штраф до 3 000 рублей. Если обида нанесена должностным лицом, то штраф может составить 10 000 – 30 000 рублей. Юридическому лицу оскорбление может вылиться в 50 000 – 100 000 рублей. Если гражданина оскорбили во время публичного выступления, в средствах массовой информации или во время демонстрации произведения, то обидчику придется заплатить до 5 000 рублей.

Оскорбление может быть нанесено не только устно или письменно, но и выражено действием, например, пощечиной, плевком или неприличным жестом. При этом не имеет значения, соответствуют ли оскорбительные слова действительности.

В отличие от клеветы оскорбление не связано с изложением недостоверных фактов или измышлений. Это негативная оценка человека, его действий, поступков и воззрений, выраженная в неприемлемой нормами поведения форме.

 


Личный опыт

Местная жительница Татьяна Шилингаускас рассказала, что столкнулась с хамством там, где не ожидала – в церкви.

– Когда в прошлом году приехали в храм, чтобы крестить дочь, работница церковной лавки спросила ее светское имя. Назвала. Тогда она сказала: «Значит, крестят ее, как Аполлинарию». Я ответила, что выбрала другое церковное имя для дочери. В этот же момент она изменилась в лице и закричала: «Да вы что, с ума сошли?». На вопрос: «Почему?» последовал краткий ответ: «Потому что. Ее нужно назвать Аполлинарией. Назовете другим именем – и ваша дочь будет проклята», – рассказала Татьяна. – Впервые услышала, что человек будет проклят, если дать ему имя святого. Разве церковь не выступает против такого?

Ситуацию прокомментировал исполняющий обязанности благочинного церквей Усть-Лабинского округа иерей Дионисий Шиегин.

– К сожалению, в храмах тоже можно встретиться с хамством. Происходит это по разным причинам – кто-то пришел на работу не в духе, другие уверены, что знают все о церковных правилах и таинствах и принимаются поучать других. Причин много, но ни одна из них не оправдывает подобное поведение. Хамство сотрудников церквей района пресекаю, объясняя, что с посетителями нужно общаться вежливо и дружелюбно. Когда беседы не помогают, увещеваем, требуем, если ничего не помогает, увольняем. Настоятели обязаны контролировать взаимоотношения прихожан и своих сотрудников и пресекать хамство. Что касается имен, которые дают при крещении, то можно крестить любым именем, даже если его нет в святцах.

 

Анжелика Анисимова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика