В преддверии Дня воспитателя и всех дошкольных работников корреспонденты «СН» встретились с тремя специалистами, которые рассказали о своем пути в профессию и секретах педагогического мастерства.
Татьяна Попова родилась и выросла в кубанской семье с казачьими корнями, учителей в роду не было. В детстве мечтала стать врачом, пошла в медицинское училище, но обучение оставила. По совету подруги-воспитателя поступила в Усть-Лабинский соцпедколледж. О выборе ни разу не пожалела, счастлива, что нашла свое призвание в педагогике.
– Когда идешь на работу с радостью – это здорово, – говорит Татьяна Георгиевна. – Начинала помощником воспитателя, вот уже 13 лет тружусь во втором детском саду Усть-Лабинска, сейчас веду ребят старшей группы.
Педагог признается, что ей интересней с детьми постарше, больше поле для фантазии и творчества.
– Могу заменить тему занятия, если вижу, что она почему-то не идет сегодня, – продолжает специалист. – Для меня главное – заинтересовать и увлечь каждого ребенка. А работаем мы на один результат – это наши счастливые дети, умеющие учиться, добиваться своей цели и развиваться дальше. Когда мне предложили в 2022 году принять участие в районном конкурсе «Воспитатель года», немного сомневалась, смогу ли выступить достойно, ведь это первое очное соревнование. До этого был опыт заочных конкурсов, в багаже – достойные разработки. Меня поддержали наши методисты, это очень важно для молодого специалиста, придает сил и уверенности. После победы на муниципальном уровне вышла на краевой этап конкурса. Нужно было раскрыть свою педагогическую находку, а тема была посвящена творческой деятельности детей.
Рассказывала и показывала, как строю инновационную работу по развитию критического, логического мышления, чувства партнерства, умения успешно существовать в коллективе. На примерах объясняла, как можно воображение внедрить в детское творчество, какие это дает результаты. За работу не волновалась, все было отточено на практике. А вот психологический стресс на прочность при защите проектов пришлось выдержать. И на районном, и на краевом показе мастер-класса случались неожиданные накладки: то экран завис, то демонстрационные материалы упали, а необходимо уложиться в строго определенное время. Но проверку на стрессоустойчивость прошла, смогла собраться и в итоге стала лауреатом.
Всех своих выпускников помню. Приятно, что и они при встрече узнают, глаза сразу светятся. Дети часто обращаются к воспитателю по отчеству. Я не возражаю, когда бегут радостно навстречу и по любому вопросу кричат «Георгиевна!». Дочь в саду по возрасту попала в мою группу. Никогда не выделяла ее, до выпуска многие дети и не знали, что с ними рядом дочка воспитателя. Да и она молодец, не обижалась, если мама была с ней строже, чем с остальными.
Считаю, что педагог не должен останавливаться в своем развитии. Много читаю в свободное время. Сейчас закончила «Подростка» Достоевского. Мне близки поиски писателя, его рассуждения о русской душе и предназначении человека.
Галина Киприна на Кубани проживает 25 лет. Работала в школе № 35, Центре диагностики и консультирования, и уже 12 лет она учитель-логопед в детском саду № 50 станицы Некрасовской.
– Моя бабушка была учителем начальных классов, и я с юных лет мечтала тоже работать с детьми, – признается Галина Михайловна. – Поэтому выучилась сначала на воспитателя, затем окончила вуз. А когда родился сын, у него обнаружили особенности речевого развития. Специалистов-логопедов тогда в стране было мало. Так сама жизнь заставила получить еще одно высшее образование. Сыну я помогла и дальше по жизни уже не расставалась с профессией логопеда.
Педагог уже давно на пенсии, но сидеть дома не собирается. Успевает и внукам помочь, и на работу едет с удовольствием. Говорит, что ей необходимо видеть благодарные детские глаза, слышать, как все увереннее и смелее начинает выговариваться и раскрываться еще недавно закрытый ребенок. Работает Галина Киприна вместе с еще тремя молодыми коллегами.
– Никогда не стесняюсь обратиться к ним за помощью или с вопросом, – делится логопед. – Можем вместе разобраться со сложной ситуацией. Считаю, так и должно быть в слаженном педагогическом коллективе.
В группе у логопеда 10 детей четырех и пяти лет. Занятия длятся четыре часа. Остальное время воспитатели работают с детьми по рекомендациям специалиста. Групповые занятия проходят в кабинете. Тут кроме методических пособий и дидактического материала целый рабочий арсенал для развития мелкой моторики ребенка, игр и занятий по разным темам и направлениям. А главное, здесь малыша ждет добрый и требовательный педагог с чутким восприятием детской психики и огромным опытом работы. В атмосфере грамотно выстроенных отношений маленький человек легче раскрывается, идет на контакт и делает первые успехи. Затем это надо закрепить и двигаться дальше. И этот путь они пройдут вместе. Выпускники логопеда после занятий в группе идут в общеобразовательные учебные заведения и только два-три – в школу № 35.
– Занималась с трудным мальчиком. С родителями он общался жестами, вместо слов произносил звуки. Вместе с воспитателями вывели его на разговор, чем удивили маму. Она дома была своеобразным сдерживающим фактором. Зная, что ему нужно, торопилась выполнить просьбу, а не просила постараться и сказать, – рассказывает Киприна. – Каково же было ее удивление, когда сын прочел на утреннике стишок. У нас дети сами ведут выпускные, поют и танцуют. С каким вторичным диагнозом выйдет ребенок с особенностями развития, зависит не только от нас, педагогов, но и от родителей. Только грамотно выстроенная совместная работа дает результат. Поэтому консультации с родителями проводим один-два раза в неделю, беседуем лично и на занятия приглашаем.
Статистики, сколько выпустила детей, опытный логопед не ведет. Самым дорогим подарком считает, когда ребенок начинает говорить, смеяться и уверенно держаться со сверстниками, а дальше смело идет по жизни.
Людмила Амзаева переехала в Усть-Лабинск более 30 лет назад. Считает себя уже коренным жителем. Всей душой полюбила наш край и его людей.
В школьные годы девочка отличалась активным и решительным характером, выделялась ответственностью и работоспособностью. Эти качества, заложенные в детстве, и помогли Амзаевой стать педагогом-новатором и успешным руководителем. Профессиональное призвание – воспитывать детей – считает своей главной жизненной победой. Из 34 лет педагогического стажа более четверти века она на руководящих должностях. С благодарностью и теплом вспоминает коллег из Дома творчества «Созвездие», детского сада № 8.
– В управлении образованием отвечала за работу дошкольных образовательных учреждений, но ушла, – рассказывает почетный работник воспитания и просвещения РФ Людмила Амзаева. – Поняла, что мое место в детском саду, где от руководителя зависит реальная возможность реализовать задуманное. А планы и пути их реализации у меня уже были. В 2011 году, да и ранее мы получали много обращений от жителей хутора Аргатова, что в населенном пункте, который переживал второе рождение, не было детского сада. Тогда в городском детсаду № 1 и зародился проект «Мобильная педагогическая помощь». Два раза в неделю в Аргатов в группы кратковременного пребывания приезжали воспитатели и работали с местными детьми. На выделенные администрацией района средства отремонтировали группу для дошкольников, это был первый шаг к созданию образовательного холдинга. Наш земляк Олег Дерипаска поддержал идею создания единого образовательного пространства – детский сад-школа. Была проведена реконструкция помещений школы, построен спортзал и пищеблок. В одном здании расположились три группы детского сада и начальная школа. Так появился образовательный холдинг «Детство без границ», в состав которого вошли детский сад-школа Аргатова и два городских детских сада. Это проект длиною в жизнь, он продолжается, развивается и перерастает во что-то новое и прогрессивное. Увеличивается число воспитанников, количество учреждений, наши педагоги берут вершины профессионального мастерства. С удовольствием в скором будущем расскажем жителям района о наших достижениях. Мы начинали и продолжаем процесс образования под девизом «Педагог идет в школу».
Сегодня в холдинге трудятся 76 педагогов, коллектив с годами сложился замечательный. У нас занимаются около 300 ребят. Мы стали единственным в районе учреждением-образцом регионального уровня по внедрению бережливых технологий.
Я очень люблю людей, а своих коллег и детей – особенно. Любить в моем понимании – это быть открытым и доступным 24 часа в сутки, жить интересами коллектива и постоянно работать на будущее. В современной педагогике иначе нельзя.
К СВЕДЕНИЮ
Директор образовательного холдинга «Детство без границ» Людмила Амзаева награждена медалью «За заслуги перед Усть-Лабинским городским поселением». Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» и нагрудный знак «Почетный наставник» имеет старший воспитатель Наталья Осипенко. Воспитатель Елена Скрынникова награждена Почетной грамотой министерства просвещения РФ, а воспитатель Анастасия Проскурина – благодарностью министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
ЦИФРЫ
В детских образовательных учреждениях муниципалитета трудятся 1 107 специалистов, из них 564 – педагогические работники. Они воспитывают более 3 600 юных жителей района.
В Усть-Лабинске поздравили учителей
08:00 06.10.24